РАБОТЫ | Главное из самого Главного

Прислушайтесь к сказанному и проникнитесь всей душою, всем существом своим — без Бога вы ничто. И Он — только Он! — бережно (насколько позволяет ваша упёртость) ведёт вас по жизни, дабы вы состоялись в Главном — вернулись Домой. И только с Ним (и это не пустые слова духовных теоретиков!) вы в покое и абсолютной безопасности. И ещё, коль выбрали Путь Сознательной Духовной Революции, помните, что Господь не услужливый «косметолог», призванный скрыть изъяны вашей души, — Он бесстрастный разрушитель вашей самости, суровый обличитель вашей лживости и вашего лицемерия.

Сегодня многие так называемые православные носят нательные кресты самой различной конфигурации и стоимости, абсолютно не имея представления о том, что с самого рождения в их теле обитает частица Бога (но отнюдь не бозон Хиггса как «частица бога», якобы открытая физиками на швейцарском суперускорителе элементарных частиц) — их Ангел-хранитель, к которому следует как можно чаще искренне обращаться, дабы не потерять с Ним связь, так необходимую в непростые периоды вашей духовной жизни. И не забывайте пять волшебных слов, обращённых к Всевышнему, — «На всё воля Твоя, Господи!». Искренне произнесённые и адресованные в сердце, они в минуты отчаяния способны творить чудеса.

Сегодняшние так называемые верующие хотят одного, чтобы им было удобно с «богом» в настоящем, совершенно не помышляя и не ведая о Царстве Божьем в сердце своём. Знайте, что самый не угодный Господу и самый далёкий от Него человек тот, который живёт, как ему кажется, праведной жизнью (формально исполняя все необходимые для этого предписания и ритуалы), — человек, наработавший стальное «эго» праведника, но так и не удосужившийся разобраться, что же хотел от нас Спаситель, возвещая о Жизни Вечной.

Как мне стало известно, некоторые, одержимые идеей коллективного постижения Господа, под руководством «продвинутого учителя» в ряде случаев прибегают к коллективной молитве о помощи товарищам, попавшим в беду. Запомните, что никакого «всеобщего тусовочного бога», к которому вы коллективно (или индивидуально) обращаетесь с просьбами о помощи, нет и в помине. Каждый человек, попавший в трудную ситуацию, должен сам обращаться к индивидуальному Божественному присутствию в себе, причём покаянно обращаться как «блудный сын», вернувшийся в лоно Отца. И только тогда он будет услышан Господом, и только тогда будет нужный результат — нужный его душе, ибо только она в любой ситуации принимает единственно верное решение.

В дневнике М.М. Пришвина за 1931 год есть запись о сносе храма Христа Спасителя в Москве: Зворыкин рассказывал, что храм Христа Спасителя взорвали и остались груды камней, а на прежней высоте креста в воздухе вьётся много птиц, бывших жителей храма, и как будто всё надеются, что явится опять их насиженное место. Эта запись отозвалась в сердце моём болью — мне стало жалко птиц, навсегда лишившихся уютного крова и своего потомства, погибшего под грудой камней. Храм Христа Спасителя в три дня разрушили прежние воинствующие безбожники, а сегодняшние новые (верующие шиворот-навыворот в то, что надо верить в Бога) — спешно восстановили в прежней форме. Надеюсь, что новый помпезный храм-муляж стал-таки обиталищем для новых поколений птиц.

И как тут ни вспомнить ответ Спасителя иудеям (после изгнания Им торговцев из Иерусалимского храма), настойчиво требовавших от Него знамения, доказывающего, что Он имел власть так поступать: Разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его. На это сказали ему иудеи: «Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мёртвых (на третий день!), ученики Его вспомнили, что Он говорил это. Куда уж яснее сказано, где (кроме как в храме собственного тела) надо творить истинную молитву. И в этом тленном храме искренними сердечными молитвами, обращёнными к Господу, незримо день ото дня строится нетленный храм Жизни Вечной.

Некоторые, особо рьяно взявшись за работу на Пути и получив от Господа некоторые знаки внимания, впоследствии встречаются с трудностями и недоумевают, куда и почему исчезло страстно желаемое. Ответ на этот вопрос дал Паисий Святогорец:

В духовной жизни есть три этапа. На первом этапе Бог даёт человеку конфеты и шоколад, потому что видит слабость души и её потребность в утешении. На втором — понемногу отнимает Свою благодать в воспитательных целях, чтобы человек осознал, что без Божьей помощи он не может сделать даже самого малого. Так в человеке рождается смирение, и он чувствует необходимость во всём прибегать к Богу. Третий этап — это постоянное ровное хорошее духовное состояние.

Продолжительность первых двух этапов Пути Сознательной Духовной Революции может быть самой различной, в зависимости от ваших индивидуальных особенностей и вашей искренности стремления к Господу. Второй этап, как правило, бывает более длительным, чем первый, и мрачным. Но именно на этом этапе у человека путём постепенного отсечения собственной воли должно проявиться смирение и полное доверие Богу. Прохождение второго этапа с ясным пониманием всего происходящего — гарантия последующей стабильности вашего духовного состояния. Итак, на первом этапе Бог преподносит нам авансом сладости, на втором — заслуженные горести, а на третьем — покойную благодать. На первом этапе происходит радостное, на втором — нежелательное (но необходимое), а на третьем — вроде бы ничего не происходит, но это и есть то главное, что является нерушимом фундаментом для окончательной победы над смертью.

Во всякие мрачные периоды жизни, дабы не допустить уныния, — принимайте «духовные витамины» — непременно обращайтесь к откровениям Спасителя, Макария Египетского, Исаака Сирина, Серафима Саровского, Паисия Святогорца, Иоанна Крестьянкина, Силуана Афонского, Серафима Вырицкого и других христианских подвижников.

 

Что такое «крещение Духом Святым» или «огненное крещение»? Символическое водное крещение, культивируемое христианской церковью как обряд приобщения к членству в ней, порождает сонмище духовных иждивенцев, посчитавших себя уже спасёнными и находящимися под присмотром «господа», призванного ублажать их прихоти. Наивно это. Без стяжания Духа Святого Божьего, без «огненного крещения» нет и не может быть спасения, о котором возвестил нам в Своих откровениях Спаситель. Смешно говорить, как утверждает церковь, что стяжание Духа Святого возможно только в храме на причастии. Видимо, господа церковники плохо подкованы в части сердечного прочтения откровений Спасителя. Главное (по умолчанию, разумеется) из них вымарано. «Бог есть Дух, и поклоняться Ему надо в Духе и Истине» — это Откровение Нового Века так и не удостоилось внимания тех, кто, казалось бы, в первую очередь должен озаботиться внедрением его в духовную жизнь. Бог им Судья.

Путь Сознательной Духовной Революции, в основу которого положены евангельские откровения Спасителя, позволяет сегодня восполнить этот зияющий пробел и через посредство непрестанного «огненного крещения» исполнить каждому, искренне стремящемуся обрести Истину, свой долг перед Господом — обрести Царство Божие и Жизнь Вечную.

 

Каков главный смысл наших встреч с вами? Если вы думаете, что главное в наших встречах это получение вами новых знаний о чём угодно (то есть насытиться пищей для ума), то это в корне неверно. Вы, по-видимому забыли, что наши встречи я называю медитативными беседами и призываю вас слушать меня без внутренней полемики, не включая ум, не задавая в уме вопросов относительно услышанного, не пытаясь что-то из этого запомнить, — словом, ум должен непременно молчать, и только тогда будет толк, и только тогда вы установите связь с нисходящей Божественной силой, и только тогда Она непременно затронет вашу истинную сущность и даже будет способна окончательно пробудить вас к новой жизни — такое на наших встречах не раз происходило, и ко мне после наших бесед подходили люди со слезами умиления на глазах, — но, подчёркиваю, это возможно только при условии полного молчания ума, то есть безмолвного вслушивания (находясь в реальном моменте времени) в мою речь. Это означает абсолютный настрой на Божественную волну. Именно об этом перед началом всех своих бесед предупреждал слушателей Джидду Кришнамурти. То же, разумеется, касается и прослушивания наших бесед в записи, где несмотря на то, что отсутствует личный контакт, сохраняется принцип пребывания в реальном моменте времени и, соответственно, имеет место настройка на Божественную волну. Словом, используйте наши беседы с максимальной полезностью для души.

 

Что следует понимать под словом «благодать»? Божья благодать есть ничем не омрачаемая радость просто существования — тихая радость просто жизни, обыденной жизни во всех её проявлениях (и в большом, и в малом) при полном отсутствии привычного тревожного пораженческого фона, присущего рутинному мирскому существованию. Постоянное пребывание в благодати возможно только при условии абсолютного смирения — абсолютного умаления «эго» — источника всех мирских тревог и беспокойств. Нет смирения — неоткуда взяться благодати. Испытав однажды состояние истинной благодати (пусть даже на короткое время), вы уже никогда не обманитесь фальшивой витальной радостью смертной жизни, часто ошибочно называемой любовью, которую принимают за благодать теоретики духовной жизни. Постоянное пребывание в состоянии благодати — финальный результат вашей работы на Пути Сознательной Духовной Революции.

Ещё раз необходимо подчеркнуть, что благодать в её истинном проявлении отнюдь не тождественна человеческому пониманию любви, хотя слово любовь (а на самом деле это благодать) часто встречается в высказываниях многих христианских праведников. Состояние благодати — это стабильное состояние тихой мягкой сердечной (с нежным сострадательным оттенком) любви ко Всему Сущему — к растениям, деревьям, птицам, животным, журчащему ручейку, бурному горному потоку и тихой полноводной реке, к физически страдающему человеку и к людям с пробуждённой душой, а также всем сердцем стремящимся к её пробуждению.

 

Как отличить жалость от сострадания? Если вы существенно продвинулись в работе на Пути Сознательной Духовной Революции, то безошибочно можете определить место, откуда проистекает чувство жалости, а откуда — истинное сострадание. Жалость по отношению к кому-то рождается в вашем витальном существе, носит болезненный (деструктивный) характер и никак не помогает тому, к кому вы испытываете это чувство, а напротив, углубляет их страдания по причине исходящих от вас пораженческих вибраций. Истинное сострадание исходит только из вашей Божественной сущности, в состоянии абсолютной эмоциональной ровности, в немногословии (или полном молчании), и сопровождается тонким ароматом нежной врачующей (и душу, и тело) любви к физически страдающему человеку или животному. Это не касается чисто психологических страданий — своеобразных сигналов SOS, призванных болезненно напоминать страдальцу, что пора, наконец, заняться главным делом жизни, став на Путь Сознательной Духовной Революции.

 

Что вы можете сказать по поводу посещения храмов и обращения к иконам? Коль вы исполняете всё необходимое, обеспечивающее непрестанное стяжание Духа Святого в храме собственного тела (а это главное в работе на Пути Сознательной Духовной Революции!), то, если вам не претит, посещайте иногда избранный вами храм (естественно, не современный новодельческий, пропитанный духом «последних времён») и в молитвенном молчании, склонив голову к груди и сосредоточив внимание в сердце, обращайтесь к иконам. Важно, чтобы при этом не нарушался, а укреплялся ваш внутренний покой. Что касается меня, то я (правда, это случается очень редко) посещаю один старинный московский храм (когда там нет церковной службы), где могу побыть некоторое время в благодатной тишине, испытывая чувство сердечного благодарения Господу за Его всегдашнюю заботу обо мне. 

 

Приходится слышать, что вас пугают некоторые мысли и эмоции, обнаруживающие, как вам кажется, вашу полную духовную несостоятельность (гордыня, зависть, жадность, сребролюбие, ревность, лицемерие, лживость, гневливость, раздражительность, осуждение, чревоугодие и прочее). Не стоит расстраиваться — это вполне нормальное закономерное явление есть следствие работы нисходящей Божественной силы в вашем замусоренном подсознании, — Силы, поднимающей на поверхность все ваши эгоистические изъяны, подлежащие постепенному устранению. Отсутствие подобного явления означало бы ваши серьёзные огрехи в работе на Пути, в частности, потерю бдительности и самоудовлетворение (как одно из форм проявления «эго»).

Обычно ваши нелицеприятные черты проявляются в соответствующих ситуациях и при контактах с людьми, нарушая эмоциональное равновесие. Заметив это, тотчас осознайте, что это не нечто привнесённое в вас извне, а присущее именно вам. Сам факт немедленного осознания, являясь своеобразным покаянием, тотчас ослабляет силу импульса и не вызывает кармических следствий. И так раз за разом ловите все всплывающие непотребства прямо на входе в активное сознание, и со временем сила их влияния на вас полностью иссякает. Устранение изъянов психики требуется не только с целью гармонизации вашей повседневной жизни, главное другое — без их устранения невозможно проявление в физическом теле вибрационного носителя Жизни Вечной.

На эту работу могут потребоваться многие месяцы (и даже годы), но в конце концов победа будет за вами. Если какая-то трудность долго не поддаётся устранению (так бывает — не отчаивайтесь!), то обращайтесь искренне к Господу в сердце своём — непременно поможет — проверено на практике. И помните! — никакой борьбы (на бесплодную борьбу, как это случалось с христианскими монахами, могут уйти долгие годы) — только немедленное покаянное осознание! И ещё, — казалось бы, очевидные для вас трудности (как правило, одна-две) должны уйти первыми — но не тут-то было, они уйдут (обязательно уйдут), но последними и большей частью через посредство вашего искреннего, слёзного обращения к Господу.

В связи с этим будет уместно привести откровенное признание гениального Гоголя (несомненно, долго и болезненно пытавшегося познать Господа) крайней внутренней нечистоты: В «Мёртвых душах» прямо скажу: все герои мои потому близки душе, что они — из души; все мои последние сочинения — история моей собственной души. Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, они смеялись надо мной… Во мне заключалось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу — и при том — в таком множестве, в каком я ещё не встречал доселе ни в одном человеке. Если бы они вскрылись разом в то время, как я не имел ещё понятия о всей неизмеримости Его (Господа. — Авт.) бесконечного милосердия, — я бы повесился.

И он же о «Ревизоре»: Есть два ревизора: один — «светский», Хлестаков, сам обманщик и ревизует обманщиков, а другой — настоящий, приходит по указанию Господа и ревизует души людей.

 

Как контролировать свои эмоции и как успокоить себя во время сильной тревоги? Контроль эмоционального состояния (точнее, выхода из ровности), равно как ментального молчания, осуществляется посредством практики бдительности. В идеальном варианте (к этому надо стремиться) вы должны не пропустить момент начала выхода из эмоциональной ровности — если эмоция поймана прямо на входе в активное сознание (например, гнев, раздражение, возмущение, недовольство, бурная радость), то она вмиг затухает, но если она уже вошла и вы упустили этот момент — она непременно получит развитие и духовно опустошит вас. В таком случае не стоит расстраиваться, а раз за разом стараться проявлять бдительность — учитесь — никто за вас не сумеет это сделать. Особенно это касается женщин с зашкаливающей эмоциональностью.

Бывает так, что попытке сознательной духовной реализации прямо препятствует неустойчивое (и даже пограничное) состояние нервно-психической сферы человека (хроническая раздражительность, гневливость, тревожность, частые эмоциональные срывы, навязчивые негативные мысли и прочее). В таких случаях требуется немедленно оставить все духовные практики и серьёзно заняться наведением порядка в расстроенном организме, включая обращение за помощью к неврологу или психотерапевту. Есть ещё редкая категория людей с «ураганной психикой» — явно не пригодных к сознательной духовной реализации.

 

Что есть осуждение, а что — констатация факта? Осуждение в христианстве считается одним из серьёзнейших грехов. Не случайно Паисий Святогорец отметил, что если мирские люди пойдут в ад за самые разные прегрешения, то монахи преимущественно — за грех осуждения. И действительно, как только вы (хоть и не монахи) мало-мальски продвинулись на Пути, в вас возникает прямо-таки зуд подмечать в окружающих людях недостатки и, на ваш взгляд, непотребное поведение, порой с настойчивыми попытками вразумить их. Всё это непременно сопровождается негативной эмоциональной реакцией.

Обычно человек судит о других людях с позиций своего «эго» — судит из неведения, являя в себе в сильной степени те же самые пороки и несовершенства, которые особенно остро подмечаются им у других. Таким образом, другой человек является для него своеобразным зеркалом, в котором он никак не желает видеть своё отражение. А посему помните, пока вы находитесь в неведении, всё раздражающее вас в других людях непременно (явно, скрыто или потенциально) присутствует в вас самих, и ваше внутреннее несовершенство в полной мере проявляется в осуждении других людей.

Осуждение может исходить только из вашей эгоистической сущности и непременно сопровождается эмоциональной реакцией, которую порой бывает довольно трудно распознать, а посему в подобных ситуациях сразу же честно (то бишь покаянно) глядите в себя, признаваясь в наличии подмеченных изъянов прежде всего в самих себе. Со временем, по мере установления в вашем сознании (через посредство практики бдительности) эмоциональной ровности, наблюдаемое вами в других людях становится просто констатацией фактов — не более того, правда, и этим не больно-то увлекайтесь.

Осуждение само по себе отпадает, когда в вас открывается Божественная сущность и полностью умаляется «эго». Только тогда вам становятся понятны мотивы поведения людей, пребывающих в неведении, только тогда вы имеете право судить о чём-либо и тактично указывать другим людям на присущие им недостатки, однако это будет звучать не как осуждение, а как попытка раскрыть им глаза на истинную причину этих изъянов.

 

Как относиться к эмоциональной опустошённости и даже сухости, к нежеланию общаться с людьми? Правильно относиться — относиться как к значимому достижению в работе на Пути Сознательной Духовной Революции. Это состояние свидетельствует об установлении покоя в вашей эмоциональной сфере. Состояние эмоциональной опустошённости временное — эту кажущуюся пустоту постепенно заполнят вибрации Божественной благодати. А что касается нежелания общения с людьми, то это также положительное явление. Общение с людьми, как это бывало раньше, по малозначимым поводам или ради пустопорожней болтовни, означает лишь трату драгоценного времени, отпущенного вам для созидательной духовной работы. Все необязательные контакты с людьми должны быть постепенно устранены — оставить только те, которые действительно необходимы. Пусть окружающие воспринимают это как странность с вашей стороны, но со временем привыкнут и не будут обращать на вас внимание в вашем новом статусе.

И ещё, в части общения с «близкими вам по духу» людьми. Мой вам совет — никогда ничего с ними не обсуждайте касаемо работы на Пути и ваших духовных опытов и переживаний — говорите о чём угодно, только не об этом. И не принимайте ничьих (неизбежно дилетантских) практических советов со стороны — обращайтесь к нашим книгам и беседам, и там ищите ответы на возникающие у вас вопросы. Советы «продвинутого» (как вам кажется) человека могут оказаться для вас (по ряду причин) вредными и даже губительными.

 

При занятии практикой активной медитации почему-то открывается восходящий поток. С чем это связано, и можно ли что-то предпринять, чтобы исправить положение?

Даже не зная предыстории, ясно, что этот человек побывал на каких-то занятиях, где посредством «восходящей медитации» осуществлялась инициация восходящего потока (в данном случае, как выяснилось, имела место практика рейки). Такое также наблюдается при регулярных купаниях в холодной воде (особенно в зимнее время), когда организм постоянно подвергается стрессорным воздействиям.

Действительно, в данном случае все методы открытия нисходящего потока (практика молчания ума, медитация на кончик носа, медитативное переписывание и прочие) неэффективны либо малоэффективны. Переломить ситуацию можно, используя (вместо активной медитации) рекомендованною Матерью (Миррой Альфассой), многократно повторяемую мантру — ОМ НАМО БХАГАВАТЭ.

Не заморачивайте себе голову её дословным переводом — чудесное свойство этой «тянущей мантры» — инициация нисходящего потока с одновременным «заземлением» его в теле на клеточном уровне. Путём многократных повторов найдите наиболее оптимальный вариант произнесения мантры и занимайтесь ею до тех пор, пока в условиях молчания ума не установится нисходящий поток. На это могут потребоваться многие месяцы, но игра стоит свеч — за добровольно совершённые глупости это уж не такая высокая цена.

 

Своеобразной мантрой, по-видимому, является «Иисусова молитва» («Господе, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»). Надо ли её применять в нашей духовной работе? 

Непрестанно повторяемая Иисусова молитва (как правило, молча, в уме — про себя) активно использовалась в монашеской среде для упокоения ума и нейтрализации непотребных помыслов, навеваемых «враждебными силами». Во многих случаях эта молитва действительно вызывает положительный эффект, однако, по признанию афонского старца Паисия Святогорца, в ряде конкретных ситуаций и она оказывалась бессильной. В таких случаях требуется изменить тактику противостояния враждебным помыслам, в частности, выказывая им благодарность за то, что они напоминают вам о существовании Бога. Из собственной практики могу рекомендовать молитву, используемую мною в периоды кажущейся богооставленности (да и вообще, в свободное время) — «Господи, я без Тебя — ничто». Непрестанно повторяемая и в конечном счёте записанная на подкорку (в физическом сознании), она успешно блокирует спонтанные вторжения в поле ума деструктивных помыслов. 

 

Как совместить профессиональную деятельность (я программист), которая занимает у меня практически всё свободное время, с духовной работой? Как совместить успокоение ума и его рабочую активность?

Наверное, самый наглядный пример «совмещения» профессиональной деятельности с духовной работой — мой. Работая в области расследования тяжёлых авиационных происшествий (на ответственной государственной службе), при постоянной занятости (как правило, одновременно в работе находилось три-четыре дела по расследованию), при экстренных командировках (не менее пяти-шести раз в году), при этом исправно исполняя в социуме роли сына престарелых родителей, мужа, отца (а затем и деда), я всегда находил время для продуктивной духовной реализации — работа на Пути Сознательной Духовной Революции была и остаётся Главным делом всей моей жизни.

Только хорошо поставленная дисциплина повседневного поведения и высокий уровень ответственности за каждое из направлений деятельности помогали мне организовывать время без ущерба для Главного. Спросите как? — творчески и с Божьей помощью. При этом качество профессиональной деятельности и исполнения социального долга перед семьёй нисколько не страдало, напротив, социальные отношения помогали выработке совершенной ровности сознания, если хотите — обретению смирения.

Если вы программист 24 часа в сутки, то это беда, если не сказать более жёстко — клинический диагноз. Постоянная работа ума в заданном направлении не только не принесёт пользу вашей профессиональной деятельности, а в конце концов истощит его возможности. Поверьте, только на фоне всё углубляющегося молчания ума возможны творческие озарения, существенно расширяющие ваши профессиональные возможности, но для этого надо непременно обуздать ум.

Если вы выбрали для себя следование по Пути Сознательной Духовной Революции, то извольте организовать своё время так, чтобы духовная работа велась не по остаточному принципу, а строго размеренно во всех направлениях (молчание ума, молитвенная практика, медитативное чтение и переписывание родниковых источников, практика бодрствования сознания и прочее). Если вы изначально не сумеете этого сделать, то топтание на месте вам обеспечено. Уверяю вас, что в течение полугода строго дисциплинированной работы по Пути у вас непременно установится правильный ритм повседневной жизни. А вашему разгильдяйству и нерадению к Главному ум всегда найдёт «веское» оправдание.

 

А теперь необходимое резюме касаемо практической реализации Пути Сознательной Духовной Революции в виде наикратчайшей памятки.

В основе работы на Пути Сознательной Духовной Революции лежит искреннее сердечное стремление окончательно воссоединиться с Господом (вернуться, наконец, Домой) и бдительность сознания (присутствие в реальном моменте времени, то есть постоянная настроенность на Божественную волну).

Касаемо работы в ментальной сфере. Суть активной медитации: видеть и игнорировать все мысли, появляющиеся в поле ума; не развивать навязываемую ими тематику, то есть просто (без эмоциональной реакции) смотреть на появляющиеся мысли и никак на них не реагировать.

Касаемо работы в эмоциональной сфере. Будучи бдительным, игнорировать все импульсы к немедленному действию, а также побуждения немедленно реализовать какие-либо желания (в особенности настойчивые), не потворствовать им, а брать продолжительную паузу; уметь видеть и тотчас осознавать малейшие нарушения эмоциональной ровности.

Касаемо нашей истинной сущности (Божественного присутствия в нашем интегральном существе). Как можно чаще искренне обращаться к Господу (центрируя внимание в сердце своём) с благодарением Его за всё и упованием на Его милость со словами (при этом, безусловно, возможны варианты!) — «Спасибо, Господи, что Ты есть. Только Ты и воля Твоя, и больше ничего не существует. Я без Тебя — ничто».

Касаемо проявления «эго». В социальных контактах и бытовых ситуациях немедленно замечать проявление самости и эгоистичности.

Чем же занимается «эго»: оно умничает, спорит, советует, учит, настаивает на своём, имеет своё мнение, во всё вмешивается, хочет поступать правильно и быть хорошим, жаждет похвалы и признания, оценивает, гордится, возмущается, гневается, обижается, ревнует, завидует, боится, подозревает, заботится, навязчиво помогает и делает «добро», хочет, знает, оправдывается, стремится показать себя с лучшей стороны, желает нравиться, ощущает свою значимость, всё контролирует, строго следует правилам, нормам, системам, имеет привязанности, преклоняется перед авторитетом и так далее.

Во всех своих проявлениях «эго» (через посредство ума) непременно находит «поддержку» и со стороны эмоциональной сферы. Молчащий ум и покой в эмоциональной сфере — гарантия преодоления эгоистичности.

Касаемо работы Божественной силы. Только эта Сила выполняет всю трансформирующую работу в нашем интегральном существе, причём по своему собственному усмотрению и плану, независящему от наших усилий. Любое вмешательство в процесс её работы (а вмешивается всегда «эго») тормозит и стопорит его. А посему, заняв позицию полной открытости Силе и приятия всего, что Она в нас совершает, необходимо сохранять полную пассивность и оставаться просто отстранённым наблюдателем. Ничего не анализировать, не пугаться, не сомневаться в целесообразности всего происходящего, не оценивать, не задавать вопросов, не стремиться что-то ускорить и улучшить. Словом, «действуя недеянием» — полностью отдаться Божественной силе, следуя исключительно сердечному стремлению окончательно воссоединиться с Господом.

Реализация Пути Сознательной Духовной Революции, позволяющая широким фронтом вести наступление на нашу духовную несостоятельность (что коренным образом отличается от всех прочих вариантов духовной работы), заключается в следующем.

В любое свободное (от обязательных и действительно необходимых дел) время в форме игры вы практикуете активную медитацию, то есть никоим образом не реагируете на любые мысли, появляющиеся в поле ума. В дополнение к этому не забывайте в любое свободное мгновенье (и делайте это как можно чаще) вспоминать о присутствии Господа, молитвенно обращая свой внутренний взор прямо в сердце.

Посредством практики бодрствования сознания планомерно ведите наступление на вашу эгоистическую сущность, не давая ей проявлять себя в повседневной жизни. В процессе социальных контактов раз за разом учитесь сохранять эмоциональную ровность, не упуская момент её нарушения, — основу подлинного смирения — без чего невозможна продуктивная работа на Пути. Кроме того, в процессе социальных контактов умейте диагностировать нелицеприятные черты вашей личности и просто признавать их (ни в коем случае не борясь с ними!), как присущие именно вам — временно присущие и должные непременно исчезнуть в результате вашей работы на Пути.

И ещё крайне важный практический момент, касающийся вашей повседневной жизни. В процессе рутинной повседневной деятельности (с момента пробуждения и до отхода ко сну) ваше активное сознание (по мере возможности) должно находиться в процессе выполняемых вами действий, не отвлекаясь в уме на что-то постороннее. Недопустимо также одновременное выполнение нескольких видов деятельности, например, совмещение процесса приёма пищи с посторонними разговорами, просмотром телевизора или чтением.

А во время отхода ко сну, в состоянии покоя, при концентрации внимания на кончике носа или в центре груди, вы стимулируете нисходящий поток, который в течение всей ночи обрабатывает ваше тело на клеточном и субклеточном уровнях, нейтрализуя накопившиеся за день токсины и постепенно подготавливая телесные структуры к проявлению вибрационного носителя Жизни Вечной.

Таким образом, в течение суток, не теряя ни минуты драгоценного времени, вы следуете по Пути Сознательной Духовной Революции — охраняя покой в уме и поддерживая эмоциональную ровность. Будучи настроенными на Божественную волну, вы непрерывно поддерживаете связь с нисходящей Божественной силой, выполняющей всю трансформирующую работу в вашем сознании и теле. Вот оно чудо истинно духовной реализации! Об этом теоретикам духовной жизни остаётся только мечтать.

Правда, при этом помните, что пока не сделано всё — не сделано ничего и что финальной итог подводится только при расставании души с физическим телом. На любом этапе Пути возможно стремительное и глубокое падение, даже при ваших впечатляющих (как вам кажется) достижениях «враждебные силы» могут (да и вовсю стараются!) ввергнуть вас в угодное им русло. Особо опасные внушения возможны на сексуальной почве, вкрадчиво предлагающие культивировать тонкие формы удовлетворения банальной похоти (как в отвлечённом мечтательном, так и в физическом варианте). Безусловно, речь не идёт о нормальном физиологическом взаимодействии полов на подлинно духовной основе.

 

Как ощутить значимые результаты продвижения по Пути?

Прежде всего, не привязываться к написанному в наших книгах о реализации этапов Пути Сознательной Духовной Революции и моментов (динамики) эволюционной трансформации человека (в частности, это касается подъёма энергии Кундалини, выхода в нирвану, духовного рождения, полного энергетического наддува, наработки нового вибрационного тела, обретения энергетической прозрачности). Ваша главная задача — открыться Божественной силе и не препятствовать её работе вмешательством ума. Вашим главным достижением на Пути является радикальное изменение вашего сознания. В остальном вы можете многое нафантазировать, преломляя написанное в угодном вам свете, или что-то пропустить незамеченным в силу искажённого ментального представления о нём (такое часто бывает!).

А потому пользуйтесь (очень аккуратно) специфическими психологическими признаками (только и здесь ради бога не фантазируйте!), доподлинно свидетельствующими о наступлении качественно новой жизни в результате роста и расширения вашего духовного сознания и умаления «эго» вследствие практики смирения:

– вас никто и ничто не может расстроить;

– вы никогда никуда не торопитесь;

– вы ни к кому не испытываете неприязни;

– осознанное поведение в сновидениях;

– вами любимо всё живое, и боль всех страдающих тварей — ваша боль;

– в вас всегда присутствует тихая созерцательная внутренняя улыбка;

– у вас не возникает больше никаких вопросов, ибо ответом на все вопросы являетесь вы сами в своём новом духовном статусе;

– к тому, что вы имеете в этой жизни, больше нечего добавить.

 

Несколько слов по поводу последнего теста. Совсем недавно в тёплой, слегка захмелевшей от хорошего вина компании молодых людей среднего возраста (друзей моей дочери) — по-человечески очень приятных людей — меня попросили произнести тост. Я спросил сидевших за столом: «Счастливы ли они?» Вырос весёлый лес рук. Выдержав паузу, я продолжил: «А есть ли у вас, что добавить к тому, что имеете?» Руки опустились, лица посерьёзнели, — видимо, задумались, чего им не хватает для полного счастья. Продолжать я не стал, хотя мог бы сказать им: «Вы несчастные люди». Не сказал, потому что, купаясь в пузырящейся сиюминутной радости жизни, они вряд ли бы меня поняли. Подлинное счастье — это когда к тому, что имеешь действительно, сколько ни ломай голову, нечего добавить. Это возможно только в результате вашей работы на Пути Сознательной Духовной Революции.