ПРЕДИСЛОВИЕ
Апокрифическое Евангелие от Фомы — знаменитое «Пятое Евангелие» — повторно открыто миру совсем недавно, в 1947 году, в ряду древних археологических находок в египетском селении Наг-Хаммади. В древности, до утверждения Церковью канонических евангельских текстов, оно ходило, как материал для чтения верующими в Иисуса Христа, наряду с другими Евангелиями и ранними христианскими произведениями. Речения из Евангелия от Фомы упоминаются в работах величайшего теолога и библейского учёного греческой христианской церкви Оригена Александрийского (185–254 гг.).
Главная беда практически всех толкований евангельских текстов в том, что они носят либо интеллектуальный характер, либо представляют собой пространные рассуждения о душе, о Боге и т. п. Это происходит потому, что у самих толкователей не открыт тот орган — а этот орган есть Божественная душа, — который способен читать то, что скрыто за фасадом слов. Отсюда масса заблуждений и ошибок при толковании отдельных фрагментов и речений, затушёвывание их истинного смысла и т. п. Тексты родниковой чистоты требуют исключительно сердечного (не путать с эмоциональным!) прочтения, которое в полное мере проявляется лишь после акта духовного рождения.
В четырёх канонических Евангелиях самым важным является их практическая часть, то, что позволяет искреннему искателю Истины правильно следовать по Пути постижения Господа. Неоценимая заслуга Иисуса Христа состоит в том, что Он не только поставил перед человечеством проблему — обрести Царство Божие и Жизнь Вечную, — но и дал прямой Путь её разрешения. Сегодня, благодаря эволюционному опыту и откровениям Великих Учи́телей современности (Шри Ауробиндо, Матери, Сатпрема и Кришнамурти), благодаря практическому опыту пока ещё немногих искренних искателей Истины, следующих по Пути Сознательной Эволюции, стал очевиден механизм эволюционной трансформации сознания и тела человека, включающий в себя этапы рождения в Духе и обретения Бессмертия, о котором возвестил людям Иисус Христос.
Можно не сомневаться в том, что Иисус Христос, ознакомившись с работами евангелистов, интерпретирующих Его Учение, но лично не испытавших знаковых духовных переживаний, непременно внёс бы в них соответствующие «редакционные» изменения, сместив акцент звучания Нового Завета в практическую плоскость, исключив слепую веру в Бога и в Него Самого, существенно уменьшив тем самым долю восхищений чудесами и чудесными исцелениями, которые Он, кстати, просил участников и очевидцев этих событий хранить в тайне.
В настоящее время нами готовится к изданию книга «Апокриф от Иисуса, или Новое прочтение Нового Завета», в которой представлено Учение Иисуса Христа в его родниковой чистоте — с позиций знания механизма эволюционной трансформации человека и его (человека) места в эволюционном процессе. Как показывает практика следования по Пути Сознательной Эволюции, в наше время каждый, искренне стремящийся обрести истинную духовную зрелость, должен безо всяких посредников остаться один на один с Богом, с Иисусом Христом (с Его Учением, незамутнённым последователями), ибо, по словам Самого Иисуса, Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине.
В отличие от канонических Евангелий, которые написаны в повествовательной форме, Евангелие от Фомы представляет собой свод речений Иисуса, в которых отсутствует чисто практическая составляющая Его Учения. Задача этого Евангелия совершенно иная — оно призвано служить пробным камнем для тех, кто выбрал для себя Путь постижения Господа и искренне Ему следует. Что это значит? По мере продвижения ищущего по Пути происходит духовный рост и расширение его сознания. Чтобы оценить эти изменения требуется какой-то эталон, позволяющий проявить их. Таким своеобразным эталоном является свод речений Иисуса, представленных в Евангелии от Фомы.
Практически каждое речение имеет не только словесное выражение, являет не только поверхностный (и то не всегда уловимый) смысл, но и несёт в себе глубинную вибрационную составляющую, которая кроется за фасадом слов и видимого смысла. Эта вибрационная составляющая приоткрывается искреннему искателю Истины по мере обретения им духовного зрения. Полное вибрационное осознание всего текста Евангелия от Фомы становится возможным только после акта духовного рождения, однако по мере работы на Пути Постижения Господа в качестве подсказок могут использоваться комментарии к речениям, способствующие раскрытию духовного зрения.
Комментарий-подсказка не есть переложение речений в удобоваримые для восприятия формы, не есть интеллектуальное разжёвывание текста — это есть своеобразный медитативный ключ к вибрационному осознанию глубинного смысла речений. Вначале рекомендуется неспешно прочитать и медитативно переписать все речения без обращения к комментариям. При этом не следует подвергать текст интеллектуальному анализу. Далее рекомендуется также неспешно последовательно прочитывать конкретные речения, затем сразу же комментарии к ним — и вновь сами речения с последующим созерцательным анализом их вибрационной основы (молча — без вмешательства ума и эмоций). При каждом последующем обращении к Евангелию от Фомы пытайтесь сами комментировать прочитанные речения и только при необходимости обращайтесь к представленным комментариям.
Найденный подлинник Евангелия от Фомы представляет собой перевод с греческого на саидский диалект коптского языка. Настоящий текст представлен в переводе на русский язык М.К. Трофимовой. Косыми скобками обозначены лакуны в тексте и их восполнение, а в круглых скобках даны дополнения, внесённые переводчиком для ясности понимания.
26 апреля 2006 г.