РАБОТЫ | Историческое обоснование Пути Сознательной Духовной Эволюции

Историческое обоснование Пути Сознательной Духовной Эволюции*

* Глава из книги А.В. Клюева «О смысле человеческого существования»

Прежде чем начать разговор о смысле человеческого существования, о смысле нашего с вами пребывания на Земле, считаем необходимым предварительно, пусть в самых общих чертах, рассмотреть весьма сложную и запутанную проблему, волновавшую нас в течение многих лет, — проблему взаимосвязи всемирной истории и духовной эволюции человечества. Что общего между историей человечества, эволюционным процессом (речь, безусловно, идёт о духовной эволюции) и воистину революционным (как в теоретическом, так и в практическом плане) Учением Иисуса Христа? Как они соотносятся между собой? Не есть ли это взаимосвязанные вещи? И если да, то как их связать концептуально?

Наши сегодняшние научные (да — именно научные!) знания о Пути Сознательной Духовной Эволюции, о механизме, этапах и особенностях эволюционной трансформации человека, о режимах функционирования психики в свете новой релятивистской концепции психической деятельности человека, знания об основных принципах, положенных в основу духовной эволюции человечества, о движущих силах эволюции, об истинном значении ключевых евангельских понятий (Царство Божье, Жизнь Вечная, Дух Святой Божий, Преображение, Воскресение, Вознесение, Второе пришествие Иисуса Христа, Страшный Суд) позволили нам представить единую эволюционную концепцию истории человечества, органически вытекающую из Учения Иисуса Христа.

Изложение предлагаемой концепции будет кратким, схематичным и, насколько это возможно, упрощённым, чтобы подлинную суть столь сложных многоуровневых процессов не распылить в частностях и не растерять в дебрях излишних логических построений. Безусловно, эта концепция будет столь непривычной для нашего «просвещённого» (но, увы, неодухотворённого) ума, что может показаться бредовой, но не настолько, чтобы быть отвергнутой человеком, чья душа безмерно страдает, находясь в заточении у «эго», человеком, который искренне стремится обрести истинное Бытие.

Что такое история как динамический процесс? Каков её истинный смысл? Каковы её движущие силы? Что лежит в её основе? Может ли она быть объективной в изложении? Если не дать правильные ответы на эти вопросы и не попытаться, следуя этим ответам, хотя бы конспективно изложить те или иные исторические события и факты, исходя из понимания их истинной причинности, то история всегда будет лишь субъективной интерпретацией прошлого, хуже того — продуктом политического заказа, а потому такая история не может служить уроком для настоящего и руководством для прозрения будущего. Нам же сегодня нужна история, которая учит, — не история борьбы так называемого добра с так называемым злом за социальную справедливость, за государственное могущество и пр., а нечто гораздо большее, позволяющее видеть скрытые от подавляющего большинства традиционных исследователей (не говоря уже об обывателях, интересующихся историей) метафизические и метаисторические основы наблюдаемого процесса.

Русский религиозный философ Николай Бердяев в своей книге «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы», рассуждая об историческом процессе, приходит к заключению, что История не могла разрешить проблемы индивидуальной судьбы человека и она (История) есть, прежде всего, судьба и должна быть осмыслена как судьба, как трагическая судьба. И в соответствии с этим, судьба человека, которая лежит в основе истории, предполагает сверхисторическую цель. И ещё: История не есть выброшенность на поверхность мирового процесса, потеря связи с корнями бытия, — она нужна для самой вечности, для какой-то совершающейся в вечности драмы. А не есть ли Всемирная история некий вселенский эксперимент, имеющий глубокий провиденциальный (внешне всегда кажущийся драматическим) смысл, который мы с вами должны наконец разгадать?!

Известный британский историк, философ, публицист Арнольд Дж. Тойнби (1889–1975) прекрасно осознавал, что исторический процесс движим некими разрозненными силами, но пока не будет упорядочен взгляд на эти разрозненные силы, невозможно определить, чего они добиваются и какому влиянию подчиняются. По этому поводу он сказал: Действующие силы не являются по своему происхождению национальными, но происходят из более общих причин, влияющих на каждую из частей, и их частичное влияние останется непонятным до тех пор, пока всесторонний взгляд не рассмотрит их влияние на общество в целом. На различные части одна и та же общая причина (некая глобальная сила. — Авт.) воздействует по-разному, поскольку каждая из них по-разному противодействует и содействует тем силам, которые приводит в движение эта же самая причина (глобальная сила. — Авт.). На эти поставленные Тойнби вопросы и надо дать правильный ответ, используя, по его словам, всесторонний взгляд.

Может ли исторический процесс быть случайным и бессистемным?! А если не может, то что его определяет? Видимо, нет нужды доказывать, что исторический процесс становления человечества на Земле не хаотичен, ибо всё происходившее в человечестве в обозримый исторический период со всей очевидностью было подчинено действию какой-то сознательной (целенаправленной) созидательной воли, которая чудесным и загадочным образом (других тут слов не подберёшь) упорядочивала, казалось бы, стихийные, не подлежащие никакой разумной коррекции события, причём методами, зачастую не укладывающимися в наше обыденное человеческое представление о гуманизме, морали, справедливости и милосердии. Тогда какой воле подчинён исторический процесс? Напрашивается недвусмысленный ответ — уж не Божественной ли?! Или, если хотите, — воле Провидения? В таком случае исторический процесс в земном человечестве, безусловно, имеет какую-то вполне конкретную конечную цель и вполне определённый смысл, начертанный Свыше. Каков этот смысл и какова конечная цель? Это ключевые вопросы, правильный ответ на которые позволит расставить всё на свои места в понимании истории человечества, истории страны, в которой мы живём, и, что самое главное, позволит определить смысл нашего собственного существования. Хватит нам примитивных детских сказок, которые рассказывает церковь о загробном мире с его раем и адом, хватит политических россказней о грядущем материальном благоденствии, способном осчастливить смертных людей, хватит философских спекуляций и сенсационных научных гипотез о грядущей судьбе человечества, включая изобретение «бессмертия», — пора, наконец, вдумчиво разобраться в этой проблеме с истинно эволюционных позиций.

Попытаемся ответить на эти вопросы, исходя из целостного взгляда на исторический процесс в свете сегодняшних знаний о путях и практических методах Сознательной Духовной Эволюции человека и человечества, о движущих силах эволюции и о механизме эволюционной трансформации человека, которые изложены в наших работах*, посвящённых проблеме духовной эволюции. Только такой подход будет правильным, ибо исторический процесс и духовную эволюцию невозможно разделить, поскольку история являет собой не что иное, как процесс духовного становления человечества (включая поисковую работу в этом направлении) на разных этапах его эволюционного развития — бессознательного (стадного) (не ищите в этом определении негативного смысла. — Авт.) и сознательного (сугубо индивидуального, творческого). Именно процесс духовного становления, а не социальный и научно-технический прогресс в обществе, как это кажется на первый взгляд, определяет ход Всемирной истории.

Для критически настроенного, вдумчивого исследователя (или читателя) становится очевидным, что исторический процесс прямо связан с зарождением, развитием, распространением и трансформацией религий**. Следует отметить, что история религии, в отличие от истории катастроф человеческих цивилизаций, носит исключительно поступательный характер, и каждая из высших религий была в своё время сеятельницей духовных семян на эволюционном поле. Они (религии) появлялись на Земле в недрах предшествующих цивилизаций в периоды их надлома и распада. Российский философ и публицист А. Панарин (1940–2003) отмечает, что со времён появления великих мировых религий мировая история включает мистическую составляющую в качестве скрытой пружины и вектора. Без этой скрытой пружины и направляющего вектора история бы не состоялась.

 

Впервые в истории земного человечества предельно ясное и чёткое представление о Сознательной Духовной Эволюции человека, о её конкретных целях и задачах в доступной образной форме было изложено в Учении Иисуса Христа об обретении Царства Божьего и Жизни Вечной посредством непрестанного стяжания Духа Святого Божьего. Однако следует отметить, что это Учение многим до сих пор представляется плодом воображения (если не больного, то уж во всяком случае не адекватного этому миру), плодом воображения, не имеющим отношения к реальной жизни, — даже тем, кто называет себя христианами, — и совершенно не принимается во внимание как руководство к практическому действию. А напрасно! Если нет деятельной веры, а человек называет себя последователем Иисуса Христа, то это чистой воды фарисейство — теперь уже новозаветное фарисейство. Кстати, что касается веры, то сегодня недостаточно иметь только сердечную веру — она должна слиться воедино с разумом, то есть включать в себя понимание эволюционного процесса в целом, понимание всего происходящего (как результата Божественной трансформации) в сознании и теле конкретного индивида, следующего по Пути Сознательной Духовной Эволюции.

В дальнейшем Учение Спасителя в практическом плане (что крайне важно!) получило развитие благодаря трудам Его истинных последователей-практиков, и прежде всего евангелиста Иоанна — автора четвёртого Евангелия, Евангелия Духа. Неоценимый вклад в развитие этого Учения внесли также Ориген Александрийский (около 185 — около 254), Макарий Египетский (IV век), Исаак Сирин (ум. 700), Симеон Новый Богослов (949–1022) и другие христианские праведники, оставившие нам свои уникальные откровения. Сегодня Учение Иисуса Христа в части, касающейся психической и телесной трансформации человека, искренне следующего по Пути Сознательной Духовной Эволюции, получило убедительное практическое подтверждение и детальное развитие в работах таких величайших практиков-эволюционистов XX столетия, как Ауробиндо Гхош (1872–1950), Мирра Альфасса (1878–1973), Сатпрем (1923–2007) и Джидду Кришнамурти (1895–1986). Ими на практике была показана реальная возможность обретения человеком Царства Божьего и Жизни Вечной во время пребывания в физическом теле, а не после смерти, в загробной жизни «на небесах», в качестве обещанной церковью вожделенной награды за примерное поведение на Земле. Именно об этом — о возможности обретения человеком Царства Божьего и Жизни Вечной здесь, на Земле, будучи в физическом теле, — говорил Спаситель Своим ближайшим ученикам. А обретший Жизнь Вечную, где бы он ни находился (в физическом ли теле или без него, в плотноматериальном мире или на тонком плане Бытия), — никогда её не потеряет (не потеряет индивидуальности при постоянном ощущении пребывания в Божественном), — на то она и Вечная.

Если всем своим существом вникнуть в Учение Иисуса Христа о Царстве Божьем и Жизни Вечной, если пристальным духовным оком вглядеться в откровения христианских праведников, если со всей серьёзностью отнестись к трудам и практическому опыту великих практиков-эволюционистов современности, если сделать правильные обобщающие выводы из личных психофизических переживаний тех немногих, кто в течение долгих лет полностью и со всей искренностью предавался сознательной духовной работе, то не трудно будет определить истинный смысл существования людей, которые имеют эволюционно зрелые души и в своём индивидуальном развитии свободны от пут стадности, от пут коллективной эволюционной судьбы. Эти люди уже не могут довольствоваться теми духовными крохами, которыми их до сих пор всё пытаются питать церковные пастыри и многочисленные мирские лжеучителя.

Это — духовно одарённые люди, а духовно одарённый человек, равно как одарённый музыкант, не может долго играть в оркестре — ему тесно — он должен творчески солировать. Внутренний психофизический конфликт не даёт покоя и заставляет искать единственно верный Путь, обеспечивающий индивидуальный духовный рост. Замечательно, когда человек находит этот Путь и незамедлительно начинает практическую духовную работу: в противном случае его ждут многие неприятности во всех сферах внутренней и мирской жизни, которые будут преследовать его до тех пор, пока он не перестанет плутать в неведении. Духовно одарённые люди по внутреннему зову Божественной души, следуя её императивному (повелительному) устремлению, искренне жаждут реализовать себя на эволюционном поприще, нисколько не опасаясь быть не от мира сего, быть совершенно иными (чем все остальные) людьми, по-иному взаимодействующими с окружающей реальностью. Они во что бы то ни стало готовы выполнить свою главную задачу в настоящем земном воплощении — стать здесь на Земле семенем Нового Человечества.

Истинный смысл существования духовно одарённых людей — непременное следование по Пути Сознательной Духовной Эволюции, по Пути сознательного постижения Господа с обретением Царства Божьего (а это — рождение в Духе) и Жизни Вечной (а это — наработка нового тонкого вибрационного тела, неподвластного тлению на любом плане Бытия). Иного смысла жизни они себе не представляют.

Но при этом следует знать и помнить, что таких людей на Земле совсем немного — закономерно немного. Не случайно Иисус Христос называл их не только добрым семенем, но и малым стадом, которое Он просил Отца Небесного охранить от лукавого. И действительно, лишь совсем малое число людей внимает Его Учению в части, касающейся практического духовного делания, обеспечивающего непрестанное стяжание Духа Святого Божьего. Эти люди во время пребывания в физическом теле составляют полюс Света в земном человечестве и после безболезненного расставания с телом (после так называемой смерти — а для них это не смерть, а успение) пополняют собою мир Света на тонком плане Божественного бытия — на Небесах. Таким образом, за счёт духовных плодов, родившихся на эволюционной ниве в земном человечестве, непрестанно растёт сила мира Света на тонком плане Бытия. Христианские же проповедники, не стяжающие Божественной благодати, закрывают глаза на судьбоносные Откровения Спасителя и страстно хватаются лишь за те слова Евангелия, что отвечают их человеческому разумению и тешат их эгоистическое самолюбие.

Остальные же люди, которых Иисус называет плевелами (для многих это обидное слово, ведь зачастую мы действительно считаем себя «венцами творения»), присутствуют на Земле в несравненно большем числе, чем представители доброго семени. Кто они? Во-первых, это те, кто имеет незрелую душу и живёт сугубо «механически», по привычке (подобно совершенным биологическим роботам), руководствуясь, в основном, витальными инстинктами и ментальными стереотипами поведения, то есть всецело пребывает в неведении (Иисус говорит про таких: не ведают, что творят). А во-вторых, те, что потенциально созрели для продуктивной духовной работы, но не желают (неважно по какой причине!) приложить реальных практических усилий для высвобождения Божественной души из-под спуда «эго» и довольствуются тем, что считают себя вполне состоявшимися (в том числе и духовно) безгрешными людьми и законопослушными гражданами (в Откровении Иоанна Богослова они названы тёпленькими). И те, и другие, будучи абсолютно уверенными в своей правоте, выполняют в человечестве определённые (в зависимости от ситуации — разрушительные или созидательные) задачи, но при этом продолжают, кто по неведению, а кто в гордыне и по лености своей, стадное существование и бессознательно играют свою эволюционную роль в земном человечестве, наполняя собою полюс Неведения, или Тьмы, активно противостоящий полюсу Света, что тоже очень важно (как будет показано ниже) для духовного прогресса.

Эти полюса, временами зримо, а временами скрытно, извечно соперничают между собой, причём представители каждого полюса интуитивно на вибрационном уровне хорошо различают «своих». Так, представители полюса Света всегда чувствуют своих ближних по вибрациям Божественной души. Необходимость одновременного существования двух полюсов очевидна, так как любая однополюсная система не способна развиваться и приносить плоды. При усреднённости сознаний всех людей (будь все одинаково «хороши» или одинаково «плохи») ничего угодного Богу на данном этапе эволюции земного человечества происходить не может.

За счёт противостояния этих полюсов в эволюционном поле Земли как раз и создаётся необходимая энергетическая напряжённость, способствующая скрытому внутреннему росту молодых душ (из числа не ведающих, что творят) и духовному просветлению тех, кто готов сознательно эволюционировать и пополнить собой малое стадо. Именно из его представителей, в свою очередь, посредством вознесения на Небеса время от времени пополняется тонкий план Бытия, пополняется теми представителями малой паствы, кто уже обрёл Царство Божье и Жизнь Вечную, наработав в коконе смертного тела новое тонкое вибрационное существо, способное после оставления физического тела автономно существовать (жить и творить) на тонком плане Бытия без потери активной памяти и индивидуальности.

Возникает законный вопрос: почему на эволюционной ниве так мало доброго семени и так много плевел? Почему так невелик духовный урожай? Не будем спешить с ответом, а попытаемся прежде прояснить взгляд на течение исторического процесса в плане правильного понимания активности двух категорий людей — большой и внешне деятельной, составляющей полюс Неведения, и гораздо меньшей по численности и относительно неприметной (внешне скрытой), составляющей полюс Света.

Многочисленная витально-ментальная часть населения Земли постоянно проявляет непомерную видимую активность — что-то делит, с кем-то воюет, кого-то побеждает, от кого-то терпит поражения, о чём-то спорит, что-то организовывает, что-то зарабатывает, как-то тратит и т. п. Иными словами, делаются какие-то важные, по человеческим меркам, дела — и те из них, что заслуживают особого внимания «благодарных потомков», составляют в итоге предмет изучения истории.

Другая же, несравненно меньшая, внешне вроде бы пассивная часть человечества живёт преимущественно внутренней жизнью и почти не проявляет себя вовне. Однако следует отметить, что число таких людей много больше, чем кажется на первый взгляд, ибо их смиренная скромность делает их абсолютно неприметными в общей человеческой массе. Только Господь знает, сколько в древности на Руси было неизвестных миру праведников (и не только среди монахов), которые в самые трудные периоды её истории мощью своего духа сдерживали яростный напор сил полюса Неведения.

Известный английский писатель-фантаст и философ Г.Дж. Уэллс так высказался о вселяющем в него надежду человеческом меньшинстве: Все мои надежды на будущее связаны с верой в то серьёзное меньшинство, что так существенно отличается от равнодушной безликой массы нашего общества. Я не могу понять смысл любой большой религии, я не могу объяснить конструктивно хода истории, пока я не обращусь к этому вдумчивому меньшинству. Они — Соль Земли. Эти люди способны посвятить свои жизни отдалённому и величественному будущему. Очевидно, Уэллс говорит здесь не совсем о том меньшинстве, что определяет истинно духовную сторону нашей жизни, но то, что только меньшинству (представителям полюса Света в земном человечестве) мы обязаны своим существованием — это факт.

Если человечество — это духовно эволюционирующая система, то, чтобы эта система не стала однополярной (в этом случае эволюция будет невозможной), должно установиться некое стойкое динамическое равновесие между её полюсами — полюсом Света и полюсом Неведения. Полюс Света составляет относительно небольшое количество духовно наполненных и истинно смиренных (не путать смирение с пассивностью!) людей, родившихся в Духе и находящихся на одной территории — на территории Царства Божьего (на территории Божественной души), где нет эгоистического разделения и междоусобной борьбы. Духовная сила каждого из этих немногих представителей полюса Света огромна, она несравненно больше силы любого из представителей эгоистически разделённой (атомизированной) части стадного человечества, составляющей полюс Неведения.

Чтобы уравновесить суммарную духовную силу полюса Света, полюсу Неведения требуется несравненно большее число эгоистически разделённых и непомерно активных (в мирском плане), выбрасывающих себя вовне индивидов, стремящихся к достижению лишь своих корыстных интересов и, как следствие, не способных к прочному объединению между собой. Эти люди соединяют свои усилия лишь на время, для реализации какой-то общей эгоистической цели, при достижении которой каждый конкретный индивид вновь начинает отстаивать только свои личные интересы. Таково наполнение полюса Неведения, где постоянно происходит большей частью бесплодная борьба между так называемым добром и так называемым злом, и вся эта возня поддерживается людьми, пребывающими в полном духовном неведении. А «кукловод» как неотъемлемая часть провиденциальной силы дёргает исполнителей на сцене жизни за верёвочки их эгоистических воль, организуя борьбу «добра» со «злом», и всегда остаётся в тени.

Именно эти люди, ведомые (как ни странно на первый взгляд) всё той же силой Провидения, но действующие как её бессознательные инструменты, не задумываясь о последствиях, совершают многие поворотные события в истории отдельных народов, стран и всего человечества — революции, государственные перевороты. Они же участвуют в войнах, захватывают страны, порабощают народы и пр. И главное, что всё это происходит, когда Божественному провидению необходимо внести соответствующие коррективы в ход эволюционного процесса — когда духовная нива оскудевает, перестаёт плодоносить и её надо перепахать, пересеять и удобрить.

Понятия справедливости и морали в событиях большого исторического масштаба не существует, да и не может существовать, поскольку любая насильственная (на первый взгляд, не обязательная) коррекция всегда санкционирована Всевышним. Как тут не вспомнить поведение Иисуса Христа в ситуации, когда некие люди сообщают Ему о убитых по приказу Пилата в храме подле жертвенника жителях Галилеи, ожидая Его возмущения варварским поступком властей. Но Иисус, неожиданно для вопрошающих, не высказал даже сочувствия по поводу происшедшего, а, напротив, обвинил самих заявителей в прегрешениях и предложил им раскаяться, чтобы их не постигла та же самая участь. А ещё Он вспомнил о гибели восемнадцати человек в Силоаме под обломками упавшей башни — восемнадцати таких же грешников, как и все остальные жители Иерусалима, — и вновь предложил жалобщикам покаяться, нисколько не усомнившись в том, что всё происходящее в этом мире санкционируется Свыше, санкционируется Господом.

Необходимо чётко понимать, что каждый человек на этой Земле, находясь на своём месте в социуме, выполняет вполне конкретные эволюционные задачи — кто-то сознательно, а кто-то бессознательно. Характерный пример бессознательного участия людей, называющих себя христианами, в кровавых событиях, противных Заповедям Иисуса Христа, — Крестовые походы на Ближний Восток, организованные, безусловно, с «благими намерениями» римскими папами для борьбы с иноверцами. Нелишне вспомнить, что «благими намерениями» зачастую бывает выстлана дорога в ад. В своё время «святая инквизиция», мучая и убивая «грешников», была уверена, что делает богоугодное дело, «избавляя» свои несчастные жертвы от адовых мук, ожидающих их после смерти. Церковь, борющаяся со своими идеологическими противниками, применяя насилие (физическое или психологическое), заражена бациллами демонизма и не может приносить здоровые духовные плоды.

Очень часто людьми, пребывающими в неведении, за Истину принимается какая-то её часть. Они страстно пытаются своими эгоистическими усилиями с применением всевозможных средств реализовать своё искажённое представление об Истине, нарушая при этом ход естественного эволюционного (исторического) процесса, который имеет свою конкретную цель, движим исключительно волей Всевышнего и осуществляется Им с помощью нисходящей Эволюционной Энергии (Божественной силы, или Духа Святого Божьего) через посредство всё тех же людей. В частности, идея сделать всех людей одинаково счастливыми — вроде бы благородная, но на данном этапе эволюции земного человечества она не соответствует Истине. Люди, потратившие уйму сил и времени на реализацию этой идеи, неизбежно терпели и терпят крах. Исторических примеров тому предостаточно — все попытки построения справедливого общества на Земле (в соответствии с человеческими представлениями о Царстве Божьем) негодными (антиэволюционными) средствами попросту проваливались. Это наглядно продемонстрировал советский период российской истории, который, до некоторого времени, строго соответствовал замыслу Всевышнего, вносившего тактическую корректировку в исторический процесс. Кажущееся на первый взгляд неразумным, случайным и слишком жестоким в конечном счёте оказывается единственно возможным вариантом разрешения крупномасштабных кризисных ситуаций.

Кто же на самом деле вершит Историю?! Те, кто говорит, что историю вершат люди или не только люди, но ещё и сила Провидения (или Дух), — заблуждаются. Историю вершит исключительно Божественное провидение (через посредство Божественной силы, или Эволюционной Энергии) по своему замыслу и по своим законам. А люди — всего лишь Его инструменты — сознательные или бессознательные. Если инструменты плохи или несовершенны и искажают своей эгоистической волей Божественный замысел, то Дух, время от времени вмешиваясь, вносит необходимые коррективы в исторический процесс посредством всё тех же людей-инструментов, разрушая их же руками неугодное Богу (зачастую одни и те же люди, как это ни парадоксально, могут совершать прямо противоположные вещи). И естественно, чем совершенней инструменты Духа, тем менее болезненно протекает исторический процесс.

Если совершенный (сознательный) инструмент Духа находится на вершине государственной власти и не препятствует истинному (согласно реалиям текущего времени) духовному становлению готовых к тому людей, если он не «насилует» народ, навязывая ему «господствующую» религию (как это было в России с православием в предреволюционные годы), если он не ущемляет свободу духовного выбора индивида (выбора наиболее приемлемого варианта работы на Пути Сознательной Духовной Эволюции), — это и есть мудрый правитель, способствующий созданию духовной элиты своего народа, где каждый духовно одарённый человек на своём месте (независимо от его социального статуса) будет исполнять свой эволюционный долг, незримо заражая своим духовным примером — вибрациями Света и Истины — окружающих людей. Тогда сформируется критическая масса духовно состоятельных индивидов, способных оптимально изменить ход истории (страны или народа) в полном соответствии с Божественным замыслом. Но, увы, до настоящего времени подобного в истории человечества не было. Лишь Россия, на наш взгляд, имеет сегодня все шансы явить миру такой доселе беспрецедентный пример.

Когда речь идёт о «священной государственности», то под этим надо понимать не просто союз церкви и государства, а конструктивный конфронтационный союз политически дееспособной власти и воистину одухотворённой церкви, то есть церкви, поставившей своей главной задачей донести до людей истинную цель христианской жизни — стяжание Духа Святого Божьего. И не только донести, но и в полной мере раскрыть, как реализовывать это на практике. Обильные духовные плоды даёт крепкое государство, гарантирующее и оберегающее духовную свободу граждан — свободу совести, свободу духовного выбора, без навязывания чего-либо в этом плане. Господь благоволит лишь тому народу, который приносит духовные плоды. Тех же, кто приносит плевелы, Он не слышит. Внешнее, материально сытое процветание или, напротив, крайняя материальная нищета — знак духовной ущербности.

Процесс становления Истории, как замысла Бога о человечестве, прекрасно понимал не оцененный современниками (поруганный как западниками, так и славянофилами) и незаслуженно забытый сегодня потомками наш великий соотечественник, образованнейший человек своего времени, оригинальный мыслитель — Пётр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Он поразительно точно определил истинную движущую силу эволюционного процесса и условия её влияния на конкретных людей, в сумме действий своих творящих историю человечества.


____________
* Одна из этих работ — «Эволюционная трансформация человека и рождение Нового Вида».
** См. главу «Конспект по истории религии» в книге «О смысле человеческого существования».