НАУКА | Интегральная психофизиология как инструмент адекватного отражения психической деятельности человека

Интегральная психофизиология как инструмент адекватного отражения психической деятельности человека

А.В. Клюев
А. Н. Качалкин

Проблема проектирования и анализа антропных систем, то есть систем, в функциональной структуре которых задействован человек, крайне актуальна. Несомненно, что только знание и учет законов психической деятельности человека позволит квалифицированно решать все вопросы, связанные с их проектированием и анализом. Эффективность функционирования этих систем в конечном итоге определяется законами формирования психической деятельности человека, то есть природно обусловленным поведением индивидов, «материализующих» психическое ядро антропной системы.

В настоящее время в области изучения человека рождается новое научное направление, которое можно назвать интегральной психофизиологией. Практическая необходимость появления этого научного направления вытекает из потребности интегрального подхода к анализу поведения и деятельности человека в нормальных и экстремальных условиях.

Интегральная психофизиология как научное направление, изучающее законы формирования поведения и деятельности человека во взаимодействии с окружающей средой, базируется на методологии системного подхода в психологии (Г.П. Щедровицкий), на учении И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлексах, на релятивистской концепции психической деятельности человека, включающей в себя теорию образов, а также на концепции вибрационного строения биофизического поля.

Принципиально важно, что корневые истоки интегральной психофизиологии органично вытекают из этапов эволюции животной жизни на нашей планете.

Заметим, что категория «психология» с позиций интегральной психофизиологии является отражением системных свойств всякого антропного объединения. Антропное объединение — это система, созданная природой или человеком, включающая элементы живой и неживой природы, объединенные общей идеей для выполнения конкретной задачи.

С позиции интегральной психофизиологии антропная система рассматривается не как предметное объединение элементов, а как совокупность объединений функциональных содержаний элементов предметного множества в их динамическом отношении.

Человек как элемент эволюционирующей Природы получил соответствующее развитие периферической и центральной нервной систем, которые обеспечивают возможность его существования в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды. Именно центральная нервная система «материализует» психическое ядро антропного объединения и инструмент проявленной деятельности ядра во вне.

Психическая деятельность как динамика отношений между человеком и средой адекватно отражается, как показал опыт, предлагаемой ниже моделью этих отношений, структурно представляющей собой контур формирования деятельности (рис.).

 

Рисунок

Рисунок

 

Функционирование контура происходит под воздействием реального социоэкономического окружения и сопряженных систем, функционирующих совместно с контуром, но не входящих в него структурно. Контур включает следующие основные функциональные блоки и элементы: блок постановки задачи, формирующий содержание нормативно требуемого образа;

ядро психической системы, обеспечивающее активное функционирование контура и, соответственно, всей антропной системы. Функциональное содержание психического ядра антропной системы является интегративным объединением функциональных содержаний структур центральной нервной системы: ретикулярной формации, лимбической системы, коры больших полушарий и ствола мозга. При активации ядра психической системы формируется образ восприятия, который через посредство опорно-значимого образа трансформируется (отображается) в образ действия. Непосредственным результатом функционирования психического ядра является дифференцированный нейро-вибрационный поток, далее трансформированный инструментарием (центральной нервной системой и нервно-мышечной системой) в различные формы проявленной деятельности;

инструментарий — это функциональное объединение, реализующее отображение результатов проявленной деятельности психического ядра в форму проявленной деятельности антропной системы. Предметной физической основой инструментария являются специализированные структуры центральной нервной системы, нервно-мышечная система и различные вспомогательные системы созданные или используемые человеком в качестве орудия труда;

текущая факторная ситуация представляет собой параметрическое множество факторов внешнего и внутреннего генеза в их динамическом отношении. В поле этих факторов и существует антропная система. На основе сравнительного анализа задачи и текущей факторной ситуации делается вывод об эффективности функционирования антропной системы.

Факторная ситуация выступает в контуре формирования деятельности в роли объекта управления.

Деятельность человека формируется по сигналам афферентных рецепторов, отслеживающих интегральное изменение факторной ситуации. Текущая факторная ситуация формируется как результат проявленной деятельности антропной системы, скорректированный или деформированный сигналами сопряженных систем.

Факторная ситуация регистрируется всем рецепторным полем организма и отражается в сознании человека в форме образа восприятия.

Деятельность человека как совокупный продукт проявленных реакций на изменение факторной ситуации является результатом функционирования замкнутого «контура формирования деятельности».

Проявленная деятельность антропной системы может выражаться в форме двигательных действий (мотореакции), речи, мышления, эмоций, а также в форме биохимических изменений внутренней среды организма.

Нормативно-требуемый образ (НТО) — это процесс-схема, содержащая основные закономерности течения параметров факторной ситуации и последовательность требуемых операций (управляющих действий), выработанная на основе расчетов и предшествующей практики и обеспечивающая эффективное и безопасное выполнение поставленных задач. НТО формируется на основании содержания поставленной задачи в виде требуемого образа действия, то есть процесса-схемы, содержащей основные закономерности последовательного изменения образа действия с целью изменения параметров факторной ситуации и приведения ее к требуемому состоянию.

Субъективный динамический образ восприятия (образ восприятия) есть субъективное отображение интегрального динамического процесса, отражающего в сознании человека текущие изменения реальной факторной ситуации.

Образ восприятия формируется в центральной нервной системе, преимущественно в структурах коры головного мозга, на основании информации, поступающей с рецепторного поля по афферентным путям.

Опорно-значимый образ (ОЗО) представляет собой хранящиеся в памяти ядра психической системы выработанные опытом устойчивые рефлекторные дуги «факторная ситуация (образ восприятия) — эфферентная реакция (образ действия)».

ОЗО является основой формирования деятельности. От полноты содержания ОЗО зависит ее эффективность.

Содержание ОЗО формируется в процессе обучения по мере приобретения теоретических (специальных) знаний и накопления практического опыта.

Субъективный динамический образ действия (образ действия) есть результат трансформации (отображения) в сознании индивида образа восприятия в эфферентный информационный поток и выражается в конкретных формах проявленной деятельности. Образ действия является результатом процесса иррадиации восходящего потока информации на ассоциативные поля и дальнейшей генерализации эфферентного выхода в нисходящие пути.

Интегральный закон формирования проявленной деятельности заключается в том, что любое отклонение параметров информационного потока в замкнутом контуре от равновесного (статического или динамического) состояния, приведшее к активации афферентного рецепторного поля, активизирует ядро психической системы и вызывает ту или иную форму проявленной деятельности.

Ядро психической системы эффективно функционирует только при условии наличия в памяти (в сознании) индивида опорно-значимого образа, соответствующего субъективному образу восприятия. Отсутствие соответствующего ОЗО приводит к возникновению в ядре психической системы состояния неопределенности. Это сопровождается повышением психоэмоциональной напряженности, деформацией и фрагментацией образа восприятия и реализацией образа действия, неадекватного (или частично адекватного) текущей факторной ситуации. При этом создаются условия для перехода к статистически устойчивым десинхронизированным видам психической деятельности.

Внутренний процесс переработки человеческим сознанием воспринимаемой информации может быть либо синхронизирован во времени с наблюдаемым (контролируемым) внешним процессом, либо сознание наблюдателя функционирует в десинхронизированных режимах — отставая во времени от наблюдаемого (контролируемого) процесса, или же — опережая его.

Подобный феномен наблюдается при исследовании специфических электрическиих процессов в гиппокампе и неокортексе. В период усиления медленной активности в неокортексе в гиппокампе появляется десинхронизация.

А потому — отражение в сознании индивида реально текущих внешних (не зависящих от наблюдателя) процессов необходимо рассматривать только с релятивистских (относительных) позиций.

Основное влияние на переход к десинхронизированным видам психической деятельности оказывает психоэмоциональная устойчивость индивида.

Психоэмоциональная устойчивость — это свойство антропной системы (психики индивида) обеспечивать деятельность человека, синхронизированную во времени с наблюдаемым (контролируемым) внешним процессом при возникновении отличия содержания опорно-значимого образа, хранящегося в памяти индивида, от содержания текущей факторной ситуации. Величина запаса психоэмоциональной устойчивости зависит от сочетания различных субъективных и объективных факторов.

 

Таблица

Таблица

 

Интуитивная подсознательная психическая деятельность характеризуется быстрой (большей частью адекватной), по сути, механической реакцией человека на изменение текущей факторной ситуации в форме реализации заложенных в памяти субъекта стереотипов восприятия и действия, наработанных предшествующим опытом.

Проявленная деятельность при этом (а это — двигательные действия, речь и мышление) носит субъективный спонтанный характер и характеризуется относительно небольшим (в пределах 0,5 — 1,5 сек) рассогласованием во времени между реальным течением наблюдаемых или контролируемых человеком процессов и их субъективным психическим отражением. В этом случае реальные процессы и их отражение в сознании — относительно синхронны.

Именно интуитивная подсознательная деятельность является основой повседневной жизни человека. В периоды функционирования психики в интуитивном подсознательном режиме реализуются хорошо отлаженные, изо дня в день и из года в год бессознательно повторяющиеся двигательные, речевые и мыслительные автоматизмы, из которых складывается поведение, профессиональная и иная деятельность «механического» человека.

Интуитивная подсознательная психическая деятельность обеспечивает достаточную надежность функционирования психики индивида в ситуациях, вписывающихся в рамки предшествующего субъективного опыта. Однако в незнакомых факторных ситуациях, в процессе азартного удовлетворения разного рода желаний, в случаях кратковременного «выпадения» активного сознания из текущей факторной ситуации, а также в ряде других случаев имеет место существенное нарушение синхронности психического и реального процессов и наблюдается переход к десинхронизированным видам психической деятельности — рассудочной или эмоциональной. Эти виды деятельности не обеспечивают адекватность реакций и действий человека (в смысле их своевременности и абсолютной правильности) в реально сложившейся ситуации. Подавляющее большинство человеческих ошибок является следствием функционирования психики именно в десинхронизированных режимах.

Рассудочная психическая деятельность характеризуется активным включением механизма памяти, по причине недостатка готовой информации, наработанной опытом, что приводит к отставанию во времени образа действия от реального изменения текущей факторной ситуации на 2 сек и более, то есть проявленная деятельность (двигательные действия, речь и мышление) реализуется с запаздыванием относительно реального течения факторной ситуации. Образ восприятия при этом деформируется и распадается на фрагменты, что не позволяет индивиду интегрально воспринимать и оценивать реальную ситуа ц и ю.

При рассудочной деятельности человек, вследствие фрагментации и деформации образа восприятия, неспособен воспринимать все детали реального образа равнозначно, а потому обращает внимание лишь на приоритетные (по его мнению или ощущению) фрагменты, при кажущемся нежелании (а на самом деле — невозможности) видеть и оценивать другие, не менее значимые. Функционирование психики в режиме рассудочной деятельности наблюдается также при абстрактном мышлении с активным включением речемыслительных процессов.

Эмоциональная психическая деятельность характеризуется быстрым запуском и ускоренной реализацией извлеченных из памяти стереотипов поведения и действия. Это приводит к фактическому опережению образа действия текущие изменения реальной факторной ситуации, то есть как бы отставанию последней от субъективного образа ее восприятия. Такое положение может привести к полной потере связи сознания индивида с реальной ситуацией и как следствие — к невозможности осознанного контроля за ней. При этом в сознании непроизвольно рождается императивное (повелительное) стремление выполнить задуманное или начатое во что бы то ни стало.

В результате проявленная деятельность (двигательные действия, речь и мышление) реализуется с фактическим опережением реального времени, то есть в темпе спешки.

Вследствие разрыва органической связи между реальной ситуацией и образом действия деятельность человека выстраивается по некоему извлеченному из памяти субъективному, ускоренно реализующемуся, слабо дифференцированному образу действия совокупного прошлого опыта, недопустимо опережающему во времени реальный процесс, иначе говоря, реальный образ формируется как бы «за спиной» действующего.

При функционировании психики в эмоциональном режиме нет возможности предвидеть развитие реальной ситуации или своевременно обнаружить в ней значимые текущие изменения, требующие обычной (неспешной) коррекции.

Переход от эмоциональной деятельности (от деятельности в спешке) к оптимальной крайне затруднен вплоть до момента грубого рассогласования во времени между реальным образом текущей ситуации и реализуемыми действиями. В момент проявления грубого рассогласования происходит мгновенный переход к рефлекторной психической деятельности, которая, как правило, тут же сменяется рассудочной.

Функционирование психики в эмоциональном режиме имеет место при реакциях гнева, раздражения, восторга и других бурных проявлениях эмоций.

Рефлекторная психическая деятельность является результатом либо крайне быстрого изменения реальной факторной ситуации, либо результатом ее неожиданного предъявления. При этом возникает деструктивный узкофрагментированный или «набегающий» неупорядоченный образ восприятия, мгновенная реакция на знакомый (хранящийся в памяти) фрагмент которого сопровождается «взрывным» действием (или периодом взрывных действий) или же — ступором, то есть полным бездействием, когда в памяти нет соответствующего знакомого отклика.

Неосознанная проявленная реализация при этом носит импульсивный (вневременной) характер и последствия ее могут варьировать в самом широком диапазоне — от спасительных до фатальных. Рефлекторная деятельность может проявляться на фоне любого вида психической деятельности, исключая интуитивную сверхсознательную.

Вся человеческая жизнь в периоды бодрствования есть не что иное, как чередование вышеупомянутых видов психической деятельности. В зависимости от реальной факторной ситуации, от текущего состояния сознания конкретного индивида, а также от его опыта реализуется тот или иной вид психической деятельности.

Переход от одного вида психической деятельности к другому возникает в результате каких-либо внешних или внутренних возмущающих воздействий. В процессе развития возмущений неизбежно возникает повышение психоэмоционального напряжения. Естественно, что прогрессивный рост психоэмоционального напряжения оказывает деструктивное влияние на деятельность в целом.

При реализации вышеупомянутых видов психической деятельности всегда задействован механизм памяти.

Поступающая в центральную нервную систему информация от рецепторов органов чувств обрабатывается и сравнивается с информацией, хранящейся в памяти, «высвечивая» образ восприятия, и лишь после этого (практически мгновенно или спустя некоторое время) вырабатывается соответствующий образ действия в сложившейся ситуации или складывается определенное отношение к воспринятому.

Участие в процессе восприятия и действия механизма памяти как посредника между реальностью и ее психическим отражением в сознании индивида неизбежно влечет за собой временной сдвиг (то есть десинхронизацию) между реальностью и ее отражением в сознании, поскольку память — это хранилище мыслей и образов, записанных и воспроизводимых во времени. Процесс восприятия с участием памяти обусловливает сознание, делая его всего лишь механическим отражателем реальности.

Помимо четырех уже упоминавшихся видов психической деятельности существует еще один вид деятельности, проявление которого наблюдается крайне редко.

Интуитивная сверхсознательная психическая деятельность характеризуется мгновенной и абсолютно адекватной реакцией психической системы человека на любое изменение текущей ситуации. Реальная факторная ситуация на полевом уровне отображается в виде интегрального психовибрационного потока, который, минуя рецепторы органов чувств, прямо взаимодействует с ретикулярной формацией мозга, являющейся в данномслучае посредником между полевыми (тонко-материальными) и плотно-материальными структурами человеческого организма.

Именно посредством ретикулярной формации и лимбической системы реализуется (без обращения к памяти и рассудку) проявленная деятельность, которая носит истинно спонтанный характер (спонтанное мышление, спонтанные двигательные действия и спонтанная речь), что означает строгую синхронизацию проявленных действии с реальным процессом. «Спонтанность» есть выработка такого уровня регуляции психической деятельности, при котором «квант» (масштаб) субъективного времени совпадает со значимым «квантом» (масштабом) времени реального процесса.

Периодической способностью к сверхсознательной психической деятельности в обыденной жизни обладают редкие индивиды. В экстремальных условиях отдельные проблески этого вида деятельности могут проявиться у любого человека.

В процессе функционирования антропной системы под воздействием изменения реальной факторной ситуации виды психической деятельности могут следовать один за другим с определенной закономерностью с наличием переходных совмещенных фаз различной плотности (совместного проявления). Рефлекторный вид психической деятельности, как уже говорилось, способен проявиться на фоне любого режима функционирования ядра психической системы.

Практические методики, разработанные на базе релятивистской концепции психической деятельности и успешно применяемые при расследовании авиационных происшествий, позволяют на основе анализа двигательных реакций и речи идентифицировать (по характерным диагностическим признакам) виды психической деятельности и моменты их смены.

Таким образом, новый концептуальный подход к анализу поведения и деятельности человека в нормальных и экстремальных условиях позволяет определить динамику функциональных отношений элементов антропной системы в процессе её функционирования, что является интегральной основой психической деятельности человека. Это, в свою очередь, позволяет на принципиально новой основе ответить на вопросы «Почему человек в конкретной ситуации поступил именно так, а не иначе?» и «Что необходимо сделать, чтобы обеспечить устойчивое эффективное функционирование антропной системы в изменяющихся условиях ее существования?».

 

Литература

1. Клюев А.В., Качалкин А.Н. Виды психической деятельности и теория образов (новая концепция) // Сборник научных трудов ГосНИИ ГА. — 1994. — Вып. 305. — С. 3-13.

2. Клюев А.В., Качалкин А.Н., Диденко Э.Б. и др. Психологические аспекты проблемы «человеческого фактора» в авиационной аварийности. Анализ и стратегия профилактики. — М.: «Текст», 1996.

3. Анализ причин ошибочных (неэффективных) действий экипажа в особых ситуациях полета. (Рекомендуемая практика) / Под ред. В.Е.Овчарова. — М.: Информавто, 1994.

4. Овчаров В.Е., Клюев А.В., Качалкин А.Н. Новые методы анализа состояния и действий авиационных экипажей // Морской сборник. — 1995. — № 8.

5. Клюев А.В., Качалкин А.Н. Безопасность полетов и человеческий фактор (релятивистская концепция психической деятельности человека, адекватная практике) // Материалы первого научно-практического конгресса «Человек в авиации и безопасность полетов». Ассоциация авиационной и космической медицины в России. — М., 1998.

6. Клюев А.В., Качалкин А.Н. Метод безверсионного анализа состояния и действий экипажа, основанный на новой концепции психической деятельности человека // Труды общества расследователей авиационных происшествий (Выпуск 4-5). — М., 1995. — С. 86-99