Что касается низших витальных сущностей, то они способны прямо провоцировать проявление вибраций гнева, которыми они питаются. В «Агни-Йоге» есть прекрасный тому пример. Речь идёт о «драконах порога», которые встречают людей, входящих в свой дом. Идёт человек домой радостный, с самыми благими намерениями, представляет, как, перешагнув порог дома, поцелует жену и приласкает детей, словом, никаких треволнений. Но как только он входит в дверь, так тотчас в нём вспыхивает раздражение от какой-то мелочи, увиденной им с порога. Это может быть сор в прихожей, разбросанная одежда, грязная посуда и пр. Затем раздражение переходит в гнев, который заражает жену и детей, а все благие намерения кончаются банальным семейным скандалом. «Дракон порога» сделал своё дело. Как с этим бороться? Только быть предельно бдительным. Нравится питать витальных тварей — питайте! Нет — будьте бдительны!
Вибрации гнева сами по себе крайне разрушительны. В книге «Свобода от Смерти» я привожу пример, как в своё время, пребывая в гневе, я «разбил» графин с водой. Находясь в крайнем раздражении на человека, который слепо отрицал биоэнергетические свойства воды, я пристально глядел на графин, доверху наполненный водою, — весь свой гнев я намеренно сконцентрировал на этом графине. В какое-то мгновенье послышался щелчок, графин лопнул, и вода со стола струйкой потекла на пол. Так наглядно мне была продемонстрирована сокрушающая сила гнева. В семьях, где один из членов семьи постоянно пребывает в состоянии раздражения (не важно, на что он раздражён — на себя или на других), — создаётся болезненная атмосфера, в которой, прежде всего, страдают дети. Перестаньте раздражаться! Раздражение — сильнейший яд, отравляющий атмосферу.
Несколько слов о навязчивых желаниях. Желания, как и мысли, представляют собой вибрационные (энергетические) формации, стремящиеся во что бы то ни стало проявиться в нашем сознании, чтобы получить энергетическую подпитку. Не бывает ни хороших, ни плохих желаний. Все желания вызывают трение и беспокойство в уме, что препятствует установлению контакта с нисходящей Эволюционной энергией. Если желание целиком овладевает нашим сознанием, то не так-то легко от него избавиться. Некоторые витальные личности способны в течение короткого времени столько перехотеть, что диву даёшься.
Бороться с желаниями волевыми усилиями бесполезно, ибо сам факт обращения на них внимания — это их подпитка. Желания, как и мысли, как вибрации гнева и раздражительности, необходимо встречать прямо на входе. Для этого и существует в нашем сознании Наблюдатель, или Свидетель, выделенный в процессе активной медитации. Именно он способен обеспечить тотальную бдительность. Наблюдатель особенно незаменим на начальных этапах Пути. Со временем его функции переходят к психическому существу — нашему внутреннему Учителю. Задача Наблюдателя — видеть всё, что входит в активное сознание, и давать санкцию на реализацию только необходимого — всё лишнее и мешающее должно растворяться на входе. Бдительность должна быть тотальной!
Сознательная дисциплина
Это, пожалуй, самое трудное направление работы при реализации Интегрального Пути Сознательной Эволюции. Если мы всецело не подчиним нашу внутреннюю жизнь и повседневное поведение реализации выбранного Пути, то, несмотря на все медитативные практики, мы ничего не добьёмся. Это факт! Какое-то время отводить работе на Пути, а остальное время пребывать в старой колее — не серьёзно. Ищущий должен тотально изменить свою жизнь, согласно требованиям выбранного Пути. Других вариантов нет.
Сознательная дисциплина возможна только в том случае, если вы выделяете для себя главное — следование по Пути. Только тогда дисциплина будет вам не в тягость, только тогда она выполнит трансформирующую роль по установлению в сознании абсолютной ровности. Если вы хотите просто поиграть в Сознательную Эволюцию, то есть сохранить свои прежние бытовые привычки, — ничего из вашей затеи не получится. Вы непременно потерпите фиаско. Даже если вы попытаетесь бороться со своими привычками, то при таком настрое сознательная дисциплина будет для вас настоящей каторгой. Всегда трудно что-то ломать или менять в своей жизни, тем более, если старое вас устраивает, и нет весомого стимула отказаться от него.
У искреннего искателя Истины со временем приходит ясное понимание необходимости дисциплинировать своё повседневное поведение, что существенно облегчает интегральную работу.
А теперь перейдём к рассмотрению конкретных направлений работы в части реализации ищущим сознательной дисциплины.
Сохранять абсолютную ровность во всех ситуациях — величайшее искусство. Смертельно сокрушаться или, взвизгивая, прыгать от радости — значит лишать себя глубинной сердечной радости. Будь то веселье или горе, будь то боль или «бальзам на душу» — в сердечном восприятии всё должно стать единым. Где люди гневаются — там тихая улыбка. Где они ликуют — и там тихая улыбка, исходящая из глубин сердца. Глубины сердца всегда полны тихим светом радости просто существования. До рождения в Духе мы способны испытывать подобные состояния лишь моментами и только при одном условии — при сохранении абсолютной ровности сознания.
Поймите, что ваше отношение к любой ситуации (тревожное, горестное, отчаянное, радостное, сомнительное или ещё какое-то) ни в коей мере не способно изменить саму ситуацию. Своим эмоциональным отношением к ней вы лишаете себя глубинной энергетики и затеняете истинное восприятие ситуации. При этом в сознании возникают трения, лишающие вас непосредственного контакта с реальностью, с нисходящей Эволюционной энергией. Здесь внутренний Свидетель, или Наблюдатель, стоящий на страже вашей ровности, должен сказать своё веское слово.
Поначалу сохранение абсолютной ровности кажется недостижимым, но по мере продвижения по Пути Сознательной Эволюции, это становится реальным. Работая на Пути, мы не забиваемся в монашеские кельи, не бежим в Гималаи, а пребываем в самой гуще социума. Это замечательно. Если отшельников и схимников неожиданно вернуть в мир, то их рафинированная ровность вмиг лопнет или быстро растает. В миру тут и там вырастают колючки, способные лишить ровности любого монаха и аскета-отшельника. А потому нахождение ищущего в гуще социума, постоянные соприкосновения с людьми, с непредвиденными обстоятельствами становятся для него своеобразным пробным камнем, испытывающим твёрдость Духа. Пребывание в социуме создаёт уникальные условия для духовного роста. Успешность продвижения по Пути будет определяться, в основном, степенью ровности вашего сознания.
Одно из многих чудесных свойств нисходящей Эволюционной энергии — помогать ищущему сохранять ровность сознания. Когда с нисходящей Энергией установлен стойкий контакт и в голове практически постоянно слышится шум её работы, любое неверное движение вашего сознания, любые нежелательные вибрации, пытающиеся туда проникнуть, будут встречаться этой Энергией прямо на входе в активное сознание с целью их нейтрализации. При этом шум усиливается, резко меняется его тональность, сам поток становится более интенсивным. Это невольно пробуждает внутреннего Свидетеля, заставляя его обратить внимание на негативное изменение ситуации и предпринять соответствующие меры. Таким образом, нисходящий поток чутко стоит на страже вашей безопасности — в буквальном смысле будит вас, когда вы теряете бдительность.
Если вы выбрали для себя Путь Сознательной Духовной Эволюции, то не должно быть моментов в вашей жизни, когда вы испытываете скуку. Шри Ауробиндо как-то сказал: «Когда вы скучаете, вы теряете возможность для развития». У искреннего искателя Истины всегда есть занятие, ему просто некогда скучать. Появилось свободное время — займитесь активной медитацией или медитативным конспектированием чистых духовных источников. Займитесь спортом, творчеством, совершите медитативную прогулку. Начинаете скучать — займитесь главным делом жизни! Бич начинающих искателей Истины — пустые разговоры и споры о духовности, обсуждение собственных и чужих опытов и переживаний. Подобное надо пресекать. Прежде всего — дело! Разговоры о Главном должны вестись только с человеком, который способен вас правильно понять, дать конкретный совет и оказать необходимую помощь. Разговоры с теми, кто, как и вы, только нащупывает дорогу, могут вызвать невольную ревность, раздражение, чувство зависти, что непременно скажется на вашем внутреннем состоянии.
Теперь о печатных источниках, которые должны входить в круг чтения искренних искателей Истины. Само собой разумеется, что весь книжный, газетный и журнальный мусор, которым наполнен рынок печатной продукции, должен быть исключён. Любая художественная литература также должна быть оставлена. Чтение её, особенно в начальный период работы на Пути Сознательной Эволюции, равносильно пустому времяпровождению. Не поддавайтесь на уловки ума, который будет толкать вас на развлекательное чтение, мотивируя необходимостью отдохнуть от трудов праведных. Отдыхайте в медитации и просто в ничегонеделании, без мыслей — это гораздо продуктивнее.
Когда я начал работу на Пути, то надолго оставил свой любимый литературный жанр — чтение мемуарной и биографической литературы о жизни писателей, поэтов, художников, композиторов, учёных. Всё это перестало меня трогать — я занимался только главным делом. Было не до развлечений.
К разряду развлекательной литературы следует отнести: эзотерические детективы, красочно описывающие космических пришельцев, «параллельные миры» и их обитателей (исключение — «Роза Мира» Даниила Андреева), астральные полёты, завораживающие истории о лесных отшельниках или отшельницах, интеллектуальные толкования священных текстов, астрологическую литературу, физико-философские рассуждения о Божественном и прочее, прочее, прочее... Увлечение этим неизбежно приводит к интеллектуальному алкоголизму и духовной деградации. Хорошо, конечно, бесконечно пичкать свой ум развлекательными историйками и научными концепциями о Боге, практически ничего не меняя в своей жизни, но рано или поздно придётся держать ответ перед Тем, Кто фактически изгнан из вашего сердца.
Крайнюю опасность для ищущих (особенно для молодёжи) представляет талантливо написанная художественная литература, в которой предельно тонко и безальтернативно, вроде бы ненавязчиво, но чрезвычайно заразительно (на подсознательном уровне), предлагается познание Всевышнего и своей истинной сущности посредством физического общения полов. Человеку, не открывшему свою истинную сущность, то есть не родившемуся в Духе, пытаться следовать «постельным путём» — значит обречь себя на вечные муки безысходности и сладострастия, то есть на духовную погибель. И пропорхает такое наивное дитя (если не сгорит прежде срока) бессознательным мотыльком всю жизнь, так и не открыв в себе истинную Любовь. Витально активная молодёжь легко верит, что «евангелие от проститутки» — «Одиннадцать минут» Пауло Коэльо — и есть путь постижения истины. Горе соблазнившим малых сих!
Лишь после рождения в Духе ищущий может читать любую литературу без опасности впасть в заблуждение относительно прочитанного. Пока же любая литература, кроме родниковых источников Истины, ему противопоказана. И ещё. Если вам время от времени хочется отвлечься и что-то почитать для «души» и вы в состоянии это делать, то ваше стремление к эволюционному развитию явно недостаточно. Обратите на это внимание.
Что можно отнести к родниковым источникам Истины? Прежде всего, это четыре канонических Евангелия и апокрифическое Евангелие от Фомы («Иисус сказал...»); «Беседы преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни»; Бхагавад-гита; «Алмазная сутра», «Дхаммапада» и другие речения Гаутамы Будды; трактат Jlao-цзы «Дао дэ цзин» (в переводе А. Маслова или Ян Хин-Шуна); книги Сатпрема «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания», «Разум клеток» и трилогию «Мать»; «Свобода от известного» и «Проблемы жизни» Джидду Кришнамурти, а также все его лекции и беседы.
Что касается трудов Шри Ауробиндо, то я бы не рекомендовал начинающим чтение его фундаментальных работ («Синтез Йоги», «Письма о йоге», «Человеческий цикл» и др.). И вот почему. Эти работы написаны языком интеллекта (не самим интеллектом, а языком интеллекта!), абсолютно свободного от предвзятостей, и читаться они должны людьми, свободными от интеллектуальной деятельности и интеллектуальных нагромождений, в противном случае чтение трудов Шри Ауробиндо будет приносить вред, будет провоцировать непрестанную аналитическую деятельность ума вместо его успокоения. Именно это плохо понимается почитателями Шри Ауробиндо, который призывал своих истинных последователей выйти за пределы ума, выйти за пределы интеллекта. Оставьте всякое философствование — займитесь, наконец, делом!
Что касается 13-томного повествования Сатпрема «Агенда Матери», то прочтение этого источника крайне нежелательно до времени полного прояснения сознания, до времени полного избавления его от витального налёта, в противном случае акцент вашего внимания будет смещён в сторону крайне притягательных для незрелого сознания оккультных переживаний Матери, что прямо способствует раздуванию витального «эго».
К разряду рекомендуемых источников мы относим «Агни-Йогу» («Живую этику») Елены Рерих и «Розу Мира» Даниила Андреева. Однако обращаться к ним, дабы не впасть в ложное или двойственное толкование неясных мест (например, в части, касающейся «иерархий»), можно только тогда, когда сознание ищущего укрепится в Истине и будет способно различать за фасадом слов тонкие смысловые нюансы. Для продвинувшихся по Пути Сознательной Эволюции, для тех, кто успокоил свой ум, эти книги — замечательное средство, способствующее расширению и углублению индивидуального сознания. В противном случае ищущий либо их отвергнет, либо заблудится в витальных дебрях, что в самом начале Пути крайне нежелательно.
Теперь о наших книгах, посвящённых проблеме эволюции человека и человечества. По свидетельству обращавшихся к ним людей, выбравших для себя Путь Сознательной Эволюции, работа с этим материалом прямо способствовала их духовному росту и расширению сознания.
Теперь о самом процессе чтения. Процесс чтения рекомендуемых источников должен быть непременно медитативным. Это означает, что ищущий должен читать текст, не включая ум, не включая аппарат мышления, не полемизируя с автором, не споря с ним, не сравнивая прочитанное с тем, что ему уже известно по этой теме. Только тогда сознание читателя будет находиться в реальном времени, только тогда он будет контактировать с нисходящей Эволюционной энергией, и только тогда он сможет без искажений, сердцем воспринять то, что действительно хотел донести до него автор. Это и есть медитативное чтение. Учитесь этому. При медитативном чтении после прочитанного абзаца целесообразно делать паузу и, молча, без внутренней полемики, на вибрационном уровне созерцательно пропустить прочитанное через сердце. Только так вы научитесь читать духовным оком.
Для того и рекомендуются только истинные родниковые источники, чтобы ищущий, заранее зная об этом, не относился к ним, как к сомнительным, требующим полемического чтения. Если вы станете отрицать, что истинные тексты существуют, то тогда нам просто не о чем с вами говорить.
Естественно, что к истинным источникам следует обращаться не один раз. Каждое последующее прочтение открывает всё новые и новые, доселе скрытые, глубинные пласты текста. Особенно наглядно это проявляется при повторных прочтениях, спустя длительное время после последнего обращения к тексту. Тот же текст, те же самые буквы, те же самые слова, те же самые выражения, а смысл порою видится совершенно иным, чем представлялся ранее. С ростом и расширением сознания ищущего меняется и способность восприятия текста.
Замечательным материалом для медитативного чтения, помимо перечисленных нами источников, служит проза удивительных русских писателей Михаила Михайловича Пришвина и Ивана Сергеевича Шмелёва. «Жень-шень» и «Фацелия» Пришвина, «Лето Господне» и «Богомолье» Шмелёва — потрясающая медитативная проза.
В своей практике, на начальных этапах работы на Пути Сознательной Эволюции, я использовал медитативное переписывание текстов из истинных источников. Практически все упомянутые мною источники были основательно проработаны письменно. Некоторые были переписаны (непременно от руки) полностью и не один раз. Эффект просто потрясающий. В процессе переписывания имело место быстрое установление контакта с нисходящей Эволюционной энергией, и она временами низводилась непосредственно до клеточного уровня. Так при медитативной письменной работе с текстом «Агни-Йоги» я впервые вступил в контакт (да ещё в какой!) с Супраментальной силой.
Медитативное переписывание текста предполагает дословное конспектирование родниковых источников Истины, когда вы всем своим существом погружаетесь в конспектируемый текст, не включая ум (по аналогии с медитативным чтением).
Алгоритм работы таков. Прочитывается абзац текста. Просто прочитывается, без включения ума. Потом этот абзац дословно переписывается. Переписывается механически. Затем уже переписанный абзац вновь читается, но читается сердцем, с созерцанием внутреннего смысла — своеобразное созерцательное прочтение. Далее та же самая работа со следующим абзацем.
Каждый из вас должен освоить медитативное письмо и минимум два-три раза полностью переписать текст брошюры Джидду Кришнамурти «Свобода от известного». В этой брошюре на 80 страницах текста изложена вся психология человека и человечества. Без этого ваши представления о человеке будут неизбежно ущербными. Там всё о человеке без прикрас и иллюзий. Гений Кришнамурти просто и доходчиво, без лишних слов анатомирует человеческую психику и вскрывает причины всех наших несовершенств и противоречий. При каждом новом прочтении эта брошюра читается как в первый раз. Впрочем, таким свойством обладают все родниковые источники. Их невозможно запомнить или выучить наизусть. Они всегда свежи, как родниковая вода, вкус которой передать невозможно.
Для медитативного переписывания рекомендуем также «Мысли и афоризмы» Шри Ауробиндо, книги Сатпрема «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания» и «Разум клеток», речения Иисуса из четырёх канонических Евангелий и из «Евангелия от Фомы», трактат «Дао дэ цзин» и прочее, что созвучно вашему текущему состоянию.
Медитативное слушание собеседника, лектора, музыки укрепляет сознание ищущего в реальном времени («здесь и сейчас»). Учитесь слушать без сиюминутной внутренней полемики, без включения мышления и памяти, слушать всем своим существом, только тогда вы сумеете понять и прочувствовать подлинный смысл услышанного на уровне вашей истинной сущности — на уровне психического существа.
Из музыкальных произведений наибольший медитативный эффект наблюдается при прослушивании произведений Баха, Моцарта и Рахманинова. Особенно медитативны органные произведения Баха. Его «Токката и фуга ре-минор» — медитативный шедевр. Так называемая восточная медитативная музыка категорически противопоказана по причине привыкания к ней по типу «наркозависимости».
Очень важным аспектом сознательной дисциплины является контроль за попытками стать на путь осуждения людей за их слова и поступки. Крайне вредно для незрелого сознания в любой форме обсуждать поведение людей. Во-первых, это просто бесполезное занятие, во-вторых, занимая свой ум пустой проблемой, вы блокируете нисхождение Эволюционной энергии, а в-третьих, до тех пор, пока вам неведомы истинные (глубинные) причины того или иного поступка человека, вы просто не имеете никакого права его осуждать. Разумеется, вам может что-то не нравиться в людях, но вы должны научиться никак к этому не относиться, дабы не пробуждать ненужных эмоций и сохранять ровность в собственном сознании.
Когда ваше сознание кардинально изменится, и вы будете способны видеть причины, побудившие человека совершить тот или иной поступок, тогда надобность в осуждении просто отпадёт. В лучшем случае, вы можете просто констатировать факт. Когда в вас не возникает даже импульса к осуждению, то вы уже другой человек, человек, которого не будут осуждать и другие люди.
Очень важный компонент сознательной дисциплины — это отношение ищущего к себе, к своим собственным поступкам и мыслям. На начальных этапах работы, автоматически, по привычке вы способны совершать поступки, которые относятся к разряду «греховных». Однако не стоит сокрушаться по этому поводу, заниматься самобичеванием и делать из этого трагедию. Не надо усердно замаливать «грехи» — обращая на них внимание, вы закрепляете в своём сознании чувство греховности, что мешает продвижению по Пути. Не поддавайтесь унынию и чувству хронической греховности, как тому учит христианская церковь. Церковникам выгодно, чтобы вы постоянно трепетали и путались в паутине греховности, ибо в противном случае они останутся без работы.
Мгновенного осознания факта и мгновенного раскаяния вполне достаточно, чтобы нейтрализовать кармические последствия «греховного» поступка или помысла. Наблюдатель увидел, а вы осознали сердцем, искренне раскаялись — и больше к этому не возвращайтесь. Возврат в уме к своим грехам и купание в чувстве собственной греховности — витальная ловушка!
Другое дело, если вы намеренно будете совершать непристойные поступки, а потом картинно каяться. В этом случае кармические узлы не развязываются, а запутываются. Что такое непристойные поступки, думаем, все знают. Извечные истины: не убий, не кради, не лги, не прелюбодействуй, не злословь, не пьянствуй, не обжорствуй. Извечные, а потому привычные — на них никто не обращает внимания. А напрасно.
Об отношении ищущего к вещам материального мира. Обычно люди привязываются к вещам, переживают их порчу, утрату, страстно желают что-то приобрести и ужасно боятся потерять приобретённое. Так ведёт себя человек, сознание которого вращается в поле материального мира. Естественно, что ищущему в его продвижении по Пути Сознательной Эволюции привязанность к вещам материального мира (включая деньги) сильно мешает, вызывая постоянное беспокойство.
К вещам надо относиться правильно — не впадать в крайности, не поощрять накопительство, барахольство, не пытаться от них избавиться полностью, но при этом непременно отсекать лишнее. Удовлетворяться тем, что имеешь, не расстраиваться при потере, не стремиться страстно к приобретениям, а в случае приобретения не впадать в экзальтированную радость. Поначалу это будет даваться с трудом, но со временем, по мере роста вашего сознания, привязанность к вещам материального мира будет ослабевать. Главную роль в процессе отработки правильной линии поведения по отношению к вещам будут играть ваша бдительность и искренность. По возможности фиксируйте, какое чувство вы испытываете при соприкосновении с конкретными вещами в конкретных ситуациях.
Много ли надо человеку из мира вещей? Посмотрите, сколько хлама скопилось в вашем доме — ненужного хлама, — а вы всё продолжаете и продолжаете его тиражировать. Будет полезно, если вы научитесь легко расставаться с лишними вещами. Начните с этого. Поначалу избавьтесь от лишнего книжного мусора. Думаем, теперь вам ясно, что надо нести на помойку.
В тонкий мир с собою мы можем взять лишь то, что наработали в собственном сердце — наш эволюционный (духовный) опыт. Чем шире и глубже этот опыт, тем более сознательными мы войдём в тонкий мир, а если сумеем уже в этой жизни наработать вибрационное тонкое тело, то переход в мир иной произойдёт совершенно безболезненно, с полным сохранением активной памяти и индивидуальности. Помните, что все мы на Земле прохожие.
Если ваше отношение к какой-либо вещи чётко не определилось, то проведите в уме мысленный эксперимент. Он заключается в следующем. Мысленно лишите себя какой-либо вещи, и если при этом вы испытали чувство сожаления или дискомфорта, то привязанность ещё сохранена. Осознав этот факт, просто констатируйте его. Осознание без осуждения — единственно правильный способ проработки всех ваших несовершенств. Никакой борьбы быть не должно. Стать на путь отречения от вещей — значит заведомо обречь себя на неудачу. Никакое отречение от вещей не возымеет действия, если не будет тотального осознания факта привязанности. Можно сгоряча лишить себя всего, но это будет лишь насилием над неукрощённой натурой.
О деньгах. Шри Ауробиндо определяет деньги как видимый символ универсальной силы, которая проявляется и действует на витальном и физическом планах сознания.
«По своему происхождению и в истинном своём действии она (эта сила. — Авт.) принадлежит Божественному. Но подобно другим силам Божественного, она ниспослана сюда и в невежестве низшей Природы может быть захвачена «эго» для собственных нужд или попасть под влияние асуров (владык царства Тьмы. — Авт.), которые искажают её в соответствии со своими целями. Поистине это одна из трёх сил — власть, богатство, секс, что обладают наибольшей привлекательностью для человеческого «эго» и для асура; в большинстве случаев с этими силами неверно обращаются и ими злоупотребляют те, кто имеет с ними дело. Те, кто стремится к богатству или обладает им, — гораздо чаще его рабы, чем владельцы...»
Проще расставайтесь с деньгами, не занимайтесь их коллекционированием, но это не значит, что надо быть расточительным, сорить ими в витальном порыве направо и налево. Деньги, как материальный символ универсальной силы, должны направляться в нужное русло. О предназначении денег замечательно высказалась Мать.
«Предназначение денег в том, чтобы преумножить благосостояние, материальное процветание того или иного сообщества, страны, а в высшем смысле — всей Земли. Деньги — это средство, сила, энергия, а отнюдь не цель как таковая. И, как любая сила, сила денег возрастает и приумножается, когда она движется, циркулирует, находится в обращении, используется в деле, а не когда её накапливают и хранят без дела, без движения, вызывая её застой и омертвение».
Об отношении к любой выполняемой работе. Работа, за которую мы получаем деньги, работа по дому, мытьё посуды, стирка, готовка, работа в помощь кому-то, работа как средство отдыха и т. п. — любая работа должна выполняться ищущим без привязанности, без заинтересованности в результатах, без каких-либо беспокойств, без оглядки на то, как результаты работы воспримут окружающие (похвалят, будут ругать или останутся равнодушными). Итак, без привязанности, — но максимально добросовестно.
Обычно считается вполне естественным, что человек должен непременно быть заинтересован в результатах своего труда. И ещё. В обыденной жизни работа делится на любимую и нелюбимую, на полезную и бесполезную, на приятную и неприятную, на интересную и неинтересную, на имеющую смысл и абсолютно бессмысленную и т. п. В результате подобного разделения человек всегда чем-то обеспокоен, всегда что-то мешает ему находиться в самом процессе труда, в самом процессе выполнения работы, то есть в его сознании практически нет тишины. А тишина в сознании — это медитативность. Любой труд непременно должен стать медитативным. Активное сознание ищущего должно находиться в самом процессе выполнения работы. Только тогда он будет контактировать с нисходящей Эволюционной энергией.
Таким образом, вы должны в корне изменить своё отношение к любой выполняемой работе, пусть она будет бесполезной и тупой в общепринятом понимании. Не стоит ныть, причитать, взвешивать, произносить в уме бранные слова и т. п. — начинайте работать молча. Поначалу это кажется невозможным, но постепенно, при соответствующей бдительности сознания, становится всё более реальным, и тогда любая работа приносит ищущему глубинную радость, поскольку она носит медитативный характер. Любая работа станет вам интересна. Интересно мыть пол, интересно готовить обед, интересно вскапывать огород, интересно заниматься своей профессиональной деятельностью — всё интересно. Используйте любую возможность медитативно потрудиться. Не заботьтесь о результатах, равно принимайте как похвалу, так и нелестные отзывы. Будьте всем своим существом в процессе выполнения работы, выполняйте её добросовестно и тогда никакой труд не будет вам в тягость, напротив, вы всегда будете испытывать чувство радости и удовлетворения.
О режиме питания. У каждого человека свой, годами сложившийся режим питания. Правда, многие сейчас пытаются свести приём пищи к минимуму, длительно голодать, а некоторые ставят цель вообще отказаться от пищи и питаться только «пространственной энергией», благо появились и вроде бы плодятся в мире с лёгкой руки «голодающей» австралийки Джасмухин так называемые «солнцееды». Нам как-то позвонили несколько человек и взахлёб стали рассуждать о своём страстном желании перестать есть. Когда мы попытались им сказать что-то вразумительное по этому поводу, то ни один из них, находясь в витальном угаре, так нас и не услышал.
Всё, что касается реализации крайностей в режиме питания, говорит о незрелости сознания людей. Когда сердечное стремление к духовному прогрессу подменяется витальной страстью к достижению чего-то феноменального, то ничего хорошего из этого не выйдет. Другое дело, если в результате поэтапной духовной работы человек становится способным свести к минимуму приём пищи, тогда это действительно имеет глубокую физиологическую основу, а если попытка обходиться без физической пищи — эгоистическая самоцель, то это говорит о духовной инфантильности «голодающего».
У искреннего искателя Истины режим питания должен быть оптимальным, без крайностей. Естественно, что в процессе продвижения по Пути Сознательной Эволюции он меняется, в него вносятся коррективы, но всё определяет не витальное желание, а тонкое внутреннее ощущение (комфорта или дискомфорта), регулирующее пищевой режим в плане вида, количества и качества потребляемой пищи. Это устанавливается само, естественным образом и со временем.
Если ищущий в своих тонких ощущениях убеждён, что готов свести приём пищи к минимуму, то ради бога. В процессе следования по Пути Сознательной Духовной Эволюции энергообмен в организме ищущего претерпевает существенные изменения — увеличивается доля поступления чистой энергетики по каналам и канальцам Кундалини непосредственно в клетки тела, и существенно уменьшается доля поступления энергии, полученной в результате расщепления физической пищи. Излишки физической пищи вызывают зашлакованность клеток продуктами обмена, уменьшая тем самым их восприимчивость к тонким энергиям. Лишняя пища — лишние шлаки! Требуется разумный оптимум.
Из рациона ищущего необходимо исключить мясо животных, мясо птицы и мясные бульоны. Если человек привык к рациону, содержащему мясо, и ему трудно сразу от него отказаться, то не стоит расстраиваться по этому поводу. Следует продолжать привычный режим питания, постепенно снижая в рационе количество мяса и мясных продуктов.
По мере продвижения по Пути Сознательной Эволюции снижение потребления мясной пищи станет естественной потребностью. Из белковых продуктов можно употреблять рыбу, сыр, творог, зернобобовые культуры (бобы, фасоль, чечевицу). Очень полезна гречневая каша. Постепенно возможен переход к чисто вегетарианскому питанию, при котором зашлакованность клеток сводится к минимуму, и, соответственно, повышается восприимчивость клеточных структур к тонким энергиям.
Из рациона ищущего как можно раньше следует исключить кофе, крепкий чай и прочие напитки, возбуждающие нервную систему. Употребляйте вместо них настой мяты перечной — чудесное средство, способствующее установлению ровности сознания и энергетической гармонии на клеточном уровне. Мята перечная благотворно влияет на нервную систему, способствует гармонизации работы энергетических центров (чакр), мягко пробуждает внутреннюю энергетику. Подобным действием обладает и настой корня валерианы. Утром, чтобы обрести бодрость, вместо привычного кофе или чая сделайте лёгкую зарядку.
Очень полезны для ищущего настойки (чаи) из горьких (щелочных) трав (зверобоя, чабреца, мать-мачехи, цветов календулы, ромашки, одуванчика, листьев эвкалипта и др.), способствующие «раскислению» организма.
Приступая к еде, будьте бдительны, находитесь активным сознанием в процессе приёма пищи. Не читайте, не разговаривайте, не смотрите телевизор за едой, не включайте мышление, пребывайте в реальном времени. Процесс приёма пищи должен быть медитативным. Приём пищи — это интимный акт, и не надо её вкушать с вампирическим сладострастием.
По мере продвижения по Пути у ищущего происходит своеобразная нивелировка вкуса. Исчезает разделение пищи на «вкусную» и «невкусную» — любая пища становится одинаково желанной и по-своему вкусной.