ПРАКТИКА | Практическое руководство по реализации Пути Сознательной Духовной Эволюции

Живой ум, это ум спокойный, который не имеет центра и который, следовательно, пребывает вне пространства и времени. Такой ум беспределен, а это истина и факт чрезвычайной важности.

Религиозный ум свободен от всякого авторитета. Это крайне трудно быть свободным от авторитета; не только авторитета другого человека, но и авторитета собственного опыта, накопленного человеком... Религиозный ум не имеет верований, не имеет догм; он движется от факта к факту, и потому религиозный ум — это научный ум. Но научный ум не то же самое, что религиозный. Религиозный ум включает в себя и научный ум; но ум, воспитанный на научном знании и привязанный к нему, не есть религиозный ум.

Религиозный ум интересуется и занимается целым, он озабочен не каким-то частным проявлением, а всей полнотой человеческого существования».

Я подписываюсь под каждым словом Кришнамурти, поскольку это и мой собственный опыт. Когда ты есть всё, когда сняты все ограничения, только тогда приходит истинная свобода — свобода от известного. Религиозный ум — это ум, который живёт и работает в реальном времени («здесь и сейчас») без посредничества памяти, которая и есть «известное». Нафталиновые сундуки нашей памяти должны быть очищены от хлама прошлых накоплений. Отказываясь от малого, мы открываем универсальный источник информации. Умирая для прошлого, мы рождаемся в Вечности и пребываем в Реальности. Прямой контакт с Реальностью — это контакт с Богом, с Истиной, с Любовью!

Разумеется, что рассмотренная форма реализации Пути Сознательной Духовной Эволюции подходит не для всех, но те, кто её выбирают, имеют возможность начать одновременную параллельную реализацию сразу четырёх этапов Пути с быстрым переходом к реализации двух последующих этапов, включающих духовное рождение и радикальную телесную трансформацию с наработкой тонкого вибрационного тела.

Божественное открывается совершенно неожиданно! Идёт постоянное наблюдение за работой ума, постепенно происходит установление стойкого контакта с нисходящей Эволюционной энергией, та, в свою очередь, начинает активную работу по трансформации сознания. Никакой речи о Боге и о Божественном в процессе работы не ведётся. Ищущий просто следит за работой ума, тот постепенно очищается от пут обусловленности, от прошлого, и вдруг — в районе сердца внезапно возникает тягостное ощущение внутреннего томления, которое, в какой-то момент мгновенно разрешается духовным рождением, рождением в Вечности, рождением в Божественном. Так человек, который ещё полгода назад о Боге и не помышлял, вдруг открывает Его в себе и в окружающем мире. Через работу над мыслью приходишь к сердцу! Фантастика!

 

Путь молитвы и абсолютной преданности Всевышнему

Сегодня лишь немногие могут изначально искренне следовать Путём молитвы. По имеющейся статистике в настоящее время лишь 3 процента прихожан православных церквей носят в своём сердце искреннюю веру в Бога и полностью вверяют себя в Его руки. Остальные же — либо что-то выторговывают у Господа для себя и для своих близких, либо на всякий случай (а вдруг Бог есть на самом деле) соблюдают церковные ритуалы, чтобы при распределении путёвок на «тот свет» не оказаться в «аду». В связи с этим, долг каждого ищущего — дать честный ответ самому себе: может ли он изначально следовать Путём сердца или нет. От искреннего ответа на этот вопрос зависят методы работы на Пути Сознательной Эволюции, используемые на начальных этапах.

Во всех религиях мира на первом месте стоит вопрос веры, но никто при этом всерьёз не задавался вопросом, что есть подлинная вера, а что есть ложная, и как их отличить. Подлинная вера, исходящая из глубин психического существа, — тихая, не агрессивная, глубоко интимная, разливающаяся в молитве тонким теплом по всему телу. Ложная вера гнездится преимущественно в витальном существе или в уме.

Если вера гнездится в витальном существе, то она эмоциональна, всегда агрессивна (тихо или шумно, порой до фанатизма), навязчива, пышно красива или исступлённо трагедийна. В целом она театральна — это вера на публику, даже если вся публика — только ты сам. Витальная вера — это не смиренная сдача Всевышнему, это слепое поклонение Ему и требование от Господа каких-либо льгот для себя. Если приглядеться, то это фарс! Витальная вера была широко распространена во времена зарождения, формирования и экспансии мировых религий.

С ростом сознания людей в психологии человечества элемент эмоциональности уступал место рассудочности. Это сказалось и на религиозности. В вере стали преобладать размеренность, упорядоченность, философствование. В двадцатом столетии вера стала облекаться в интеллектуальные покровы — Бог прочно укрепился в уме. Сейчас интеллектуальная вера всё шире и шире завоёвывает духовное пространство, но Бог в уме — это полное отсутствие Бога. В результате мы наблюдаем причудливое смешение эмоциональности, рассудочности и интеллектуальности в вопросах веры. Это настолько запутало сознание людей, что стало невозможным отличить подлинную веру от ложной. Конечно, можно убедить себя в собственной религиозности, но подлинность веры проявляется только в глубинах психического существа, которое нам предстоит открыть, искренне следуя по Пути Сознательной Духовной Эволюции.

Путь молитвы и полной сдачи в руки Всевышнего — наиболее эффективный и наименее болезненный путь постижения Истины, позволяющий ищущему мягко, и в относительно в короткие сроки раскрыть психическое существо и воссоединиться с Божественным. Главное на этом Пути — безоговорочная сдача в руки Божественной силы, которая трансформирует и обожествляет наше сознание и наше тело. Полная сдача Всевышнему приводит к быстрому умалению «эго» — основного препятствия на Пути постижения Истины. Многие ли из вас могут изначально довериться и искренне сдаться этой Силе и, что бы с вами ни происходило в этой жизни, за всё благодарить Бога? Думаю — немногие. Зато многие с лёгкостью хватаются за словесную молитву и с её помощью надеются познать Господа и заручиться Его поддержкой по многим житейским вопросам. Наивно всё это.

Люди преуспели в создании модели Бога по своему образу и подобию, по своему разумению. Бог представляется им добрым, отзывчивым, таким и сяким... Они верят в эту модель, в этого идола и требуют от него чудес, благ и спокойной сытой жизни. Рождается фальшивый принцип — «ты — мне, я — тебе». А у Господа одна задача — вернуть нас, заблудших, на Путь истинный. Мы же в суете житейской не слышим тихий голос Бога в собственном сердце и продолжаем творить бесчинства и беззакония внутри себя и вокруг. Чтобы пробудить нашу душу ото сна, Он временами больно бьёт нас, — мы же начинаем роптать и сетовать на Его жестокость, немилость к нам. Мы ждём Его любви и милости, не удосужившись сделать ни малейшего искреннего шага Ему навстречу. Не стройте Бога в уме, не требуйте от Него ничего, — познайте правила Божественной игры и полностью примите Его волю.

Официальная церковь считает, что Путь молитвы и преданности Всевышнему — это единственный путь постижения Бога, что других путей не существует, что все иные пути постижения Истины — от лукавого и ведут к погибели. Как ни странно, церковники правы, но правы лишь отчасти. Действительно, с определённого этапа продвижения по Пути Сознательной Эволюции, а именно — с момента рождения психического существа — независимо от того, с помощью какой формы работы ищущий подошёл к акту духовного рождения, реализуется исключительно Путь абсолютной сдачи себя в руки Господа. Это закон! Другого Пути после рождения в Духе для ищущего просто не существует, и его не надо в этом убеждать — он органически чувствует это.

В чём не правы церковники-ортодоксы, так это в том, что всякий современный человек, в значительной мере отягощённый рассудком и интеллектом, должен непременно начинать сознательное продвижение к Истине с молитвы и веры в Бога. Не всякому это дано, а достучаться надо до каждого искренне стремящегося обрести Истину. Если раньше, во времена раннего христианства, во времена пребывания человечества в поле витальности, когда рассудок и интеллектуальные знания ещё не заполонили человеческое сознание, Путь молитвы и преданности, Путь сердца был доступен несравненно большему числу людей, чем сейчас. Сегодня это, увы, удел совсем немногих, — современное человечество большей частью пребывает в поле ума, а не в сердце. Рекомендуемые нами формы и методы работы на Пути Сознательной Эволюции позволяют начать сознательную эволюционную работу каждому, кто имеет на то внутреннее стремление. Таким образом, существенно увеличивается число тропинок, способных вывести людей на прямую дорогу, ведущую к постижению Господа.

Для тех, кто не способен изначально следовать Путём молитвы, предлагаются Интегральный Путь Сознательной Эволюции, Активная медитация по Джидду Кришнамурти, смешанные варианты работы. Начинайте и непременно придёте к Богу, к реализации Пути молитвы и абсолютной преданности Господу. Если изначально человек не может следовать Путём Любви, то его невозможно заставить любить всех и вся, в том числе и Бога. Это абсурд!

Невозможно одной верой в Бога и в новый приход Спасителя, если вера исходит не из сердца, а из ума или из эмоционального существа, трансформировать сознание и открыть истинную любовь. Вы будете бить поклоны, долдонить молитвы, рвать на себе рубаху и клясться в преданности Богу, но так ничего и не достигните. Рассудочная вера может на время успокоить, а потом заставить сомневаться — я мол, верю, верю, а ничего во мне и вокруг меня не меняется. Эмоциональная вера способна возбудить чрезмерное рвение к Божественному, но не более того. Лишь сердечная вера воистину способна открыть Господа во всей Его полноте.

Столетия церковники говорят и спорят о стяжании Духа Святого, спорят о том, от кого Он может исходить — от Отца и Сына или только от Отца. Глупостями занимаются вместо того, чтобы просто открыть Его. Он везде, в каждой точке пространства, в том числе и над вашей головой. Открывайте! Сегодня для этого есть всё.

Официальная церковь с момента её зарождения, то есть со времён апостола Павла, во главу угла ставила веру в Иисуса Христа как в Спасителя и в любовь как средство спасения, что весьма упростило задачу расширения числа приверженцев христианства, взрастив при этом несметное количество верующих иждивенцев — людей, понадеявшихся на то, что Иисус уже выполнил Свою земную задачу, а им остаётся только верить и ждать Его Второго Пришествия. Человек способен убедить себя в том, что он верит и любит, но его вера и любовь, если они исходят не из сердца, а из ментальной или витальной сущности — ничего не стоят.

Слепая вера и неверие — одного поля ягоды. Теист и атеист ничем друг от друга не отличаются. Правда, у атеиста гораздо больше шансов открыть Господа, чем у верующего ортодокса, который никогда не усомнится в том, что у него с верой что-то не в порядке. Человек, открывший в себе Господа, в вере не нуждается — для него Бог это факт. Главная задача открыть, а не верить. Сейчас люди принимают за веру в Бога «веру в то, что надо верить в Бога». Вдумайтесь в эти слова. Очень тонкая подмена — вера наоборот. Лукавый так ловко передёрнул карты, что все «верующие», не ведая того, — проиграли.

Вы можете любить ближнего — любого ближнего?.. Нет?! Хорошо, что честно признались. А можете стараться его полюбить? Пробовали? Не пробовали, ну и не старайтесь — не получится. А можно ли культивировать любовь — стараться любить сильнее? Правильно — нельзя! Либо ты любишь — либо нет. Пытаться любить — значит с самого начала обречь себя на неудачу. Правда, можно убедить себя в этом, но убедить — не значит любить. Лев Николаевич Толстой долгие годы убеждал себя, что он способен любить ближнего, и призывал других делать то же самое. Читаем его дневниковые записи последних лет жизни: кругом раздражённое сетование на нерадивую жену, которую он ненавидит, но старается любить, и на оболтусов-сыновей, прожигающих жизнь и т. п. Любовь нельзя культивировать — нужно увидеть то, что мешает нам любить по-настоящему. А мешает любить — наше «эго», наша исключительность, наводняющая активное сознание всевозможными мыслями, желаниями, эмоциями... «Эго» должно быть непременно трансформировано, только тогда в человеке способна проявиться истинная любовь.

Многомиллионная армия приверженцев христианства (не истинно верующих — а именно приверженцев!) за два тысячелетия, казалось бы, должна была изменить мир к лучшему, однако, этого не случилось, не случилось только потому, что произошла ловкая подмена истинной веры — веры в то, что Иисус есть Путь, Истина и Жизнь, — верой фальшивой, обывательской, иждивенческой. Лукавый добился своего — в слепоте своей люди приняли религиозный суррогат за откровения Церкви Христовой. Лишь немногие ревнители истинной веры, сумевшие сердцем прочувствовать глубину Учения Иисуса Христа, следовали и следуют Его Путём. Наша задача помочь разобрать в сознании людей псевдорелигиозные нагромождения и дать шанс возможно большему числу искренних искателей Истины следовать подлинно религиозным путём. Вспомните слова Иисуса: Бог есть Дух, и поклоняться Ему надо в Духе и в Истине.

Если вы имеете сердечную веру, если вы имеете сердечное стремление, если вы абсолютно искренны, только тогда вы можете следовать Путём молитвы и полной сдачи себя в руки Всевышнего. Только при этом условии! Если вы просто будете заниматься ритуальной гимнастикой — молитвы утром, в обед и вечером — если вы будете вспоминать о Боге три раза в день и даже регулярно ходить в церковь, то лучше ничего не делайте, либо выберите себе иную форму работы на Пути. Если человек в течение пяти минут ни разу не вспомнил о Боге, то изначально Путь сердца — не его путь. Не обманывайте себя.

Путь молитвы и преданности — кратчайший путь к Богу, к Истине. Путь мягкий, практически безболезненный, относительно быстро приводящий к полному растворению «эго». Этот путь органично вписывается в повседневную жизнь человека и не требует каких-то специальных условий для работы. Он прост и естественен как дыхание, реализуется без каких-либо психологических катаклизмов. Следуют им, как правило, те люди, которые имели значимый религиозный опыт в прошлых воплощениях, они уже рождаются с внутренним стремлением к Божественному, либо люди, сумевшие пробудить это стремление в течение настоящей жизни.

С юных лет стремлению к Богу научить невозможно—с этим рождаются. Психическое существо, сумевшее накопить богатый религиозный опыт в прошлых воплощениях, рано проявляет себя, и раскрытие Божественного, без всякого выбора, без альтернатив, — становится главной целью текущего воплощения. Я видел таких молодых людей — юношей и девушек. У них удивительные глаза — в них истинная вера. Подлинные глаза — территория души. В глазах человека отражается его истинная сущность — они не могут лгать. Я чувствую людей исключительно по вибрациям, от них исходящих, и по глазам. Никакие ауры, никакие слова, никакие гадания и гороскопы ничего не могут добавить.

 

Путь молитвы и абсолютной преданности Всевышнему реализуется одномоментно в четырёх направлениях: молитва, бодрствование, покаяние и смирение.

 

Молитва

Искренняя сердечная молитва позволяет прямо прикоснуться к Божественному началу в человеческом существе. Иисус даёт Своим слушателям и ученикам молитву и рекомендации, как именно следует молиться.

И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне (в сердце. — Авт.), и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны;

Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения Него.

Искренняя сердечная молитва позволяет достучаться до сердца, до того самого органа, который, будучи воспламенён Духом, способен воспринимать Истину в полном объёме, естественным образом фильтруя и отбрасывая всё ненужное, что пытается войти в человеческий ум, кишащий мыслями и желаниями. Прежде всего, молитва не должна быть многословной и не обязательно должна иметь даже словесное выражение. Это может быть просто мысль-молния о Боге, что Он просто есть. Механически повторяемая словесная молитва не достигает сердца и звучит как заигранная пластинка, как хорошо заученная, но порядком надоевшая песня, надоевшая настолько, что надоедливость уже и не замечается. Истинная молитва исходит из глубин сердца, разливаясь теплом по всему телу. Можно долго повторять красивые слова о преданности Всевышнему, исправно молиться в положенное время положенное число раз, соблюдать все необходимые ритуалы, но быть при этом бесконечно далёким от Бога.

Вся ритуальная показуха в синагогах и на углах улиц, чтобы показаться перед людьми, не имеет никакого отношения к истинной молитве. Истинная молитва совершается только втайне в храме собственного тела. Её можно творить и в гуще людской толпы, но непременно в собственном сердце. Молиться втайне — не означает забиваться в потаённые комнаты и там славословить Господа. Если человек не вспоминает о Боге хотя бы раз в 5–10 минут, то он безмерно далёк от Бога. Если мысль-молния о Боге спонтанно не пронзает его сердце, то он не готов изначально следовать Путём молитвы и абсолютной преданности Господу. Любая словесная молитва, в конце концов, должна трансформироваться в молитвенное молчание в потаённых комнатах души.

Иисус призывает в молитвах не говорить ничего лишнего, ибо не в многословии сила молитвы, а в искренности сердечного стремления к Богу. Это язычники своими шаманствующими заклинаниями стараются умилостивить своих богов. Молитва не должна содержать просьб, не должна быть просительной, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него. Молитва — это выражение преданности Всевышнему, полное доверие Ему во всём. Господу всё известно. Человек часто оправдывает свои корыстные просьбы к Богу своим стремлением помочь близким людям. Неужели вы думаете, что Господу ничего не известно относительно нужд ваших родных и близких! Единственное, что можно просить у Бога — это укрепить дух ваш и дух тех, о ком вы так страстно печётесь. Это действительно стоящая просьба, а не вымаливание у Господа каких-то льгот и подачек для себя или для кого-то.

Смысл молитвы сводится к полной сдаче в руки Господа, к готовности принять всё, что Он для нас уготовил, ибо только Ему одному известно, что не повредит душе нашей. Сдаться без всяких условий. Если сдача лишь на словах, а не на деле, то молитва не разольётся в вас сердечным теплом. Она будет лицемерна, а потому и мертва. Сердце — верный индикатор искренности вашей молитвы. Только в сердце возникает обратная связь, если молитва действительно доходит до Господа, только из сердца может исходить тепло, вызывающее порой слёзы умиления.

Искренняя сердечная молитва должна твориться в любых условиях, при любых обстоятельствах, в любом месте, каждое свободное мгновенье — только тогда она возымеет действенную силу, только тогда она способна приоткрыть вашу истинную сущность для стяжания Духа Святого. И тогда нисходящий поток Духа Святого польётся звенящим ручейком в макушку вашей головы и начнёт разливаться сердечным теплом по всему телу, постепенно овладевая всем вашим существом. Он заставляет молчать вечно беспокойный ум и научает вас, что говорить и что делать в конкретных жизненных ситуациях. Это и есть Господь, открывающийся в вашем сердце, это и есть духовная ипостась Триединого Бога. Слушая Дух в себе, ощущая физическую связь с Ним, вы способны всё чаще и чаще пребывать в молитвенном состоянии.

Если ищущий начинает работу на Пути Сознательной Духовной Эволюции с использованием практики «нисходящей медитации», позволяющей в короткие сроки открыть нисходящий поток Эволюционной энергии (Божественной силы), то ему как можно раньше необходимо включать в арсенал практических средств молитву — учиться интимному общению с Господом непосредственно в сердце. Это позволит уже на ранних стадиях работы на Пути установить прямой контакт с психическим существом (с душою), что в дальнейшем существенно облегчает акт духовного рождения. Молитва — это воспоминание о Высшей реальности, а потому каждый наш сознательный шаг по направлению к Господу неизмеримо умножает Его внимание и милость к нам. Это легко проверить на практике.

 

Иисус даёт Своим слушателям и ученикам молитву, в которой содержится квинтэссенция того, что человек должен максимально искренне вложить в свою душу в словесном выражении. Это длинная молитва и её можно назвать программной.

Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё;

Да придёт Царствие Твоё; да будет Воля Твоя и на Земле, как на Небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Сразу обратим внимание на заключительное слово молитвы — аминь. Это не что иное, как мантра — священная мантра, близкая к мантре «ом», или «аум», медитативно-протяжное произнесение которой стимулирует открытие в теле ищущего нисходящего энергетического потока. Механическое повторение слова аминь, как это обычно делается при ритуальном произнесении молитвы, недопустимо. Медитативно-протяжное произнесение этой мантры как а-у-ми-и-инь действительно способно стимулировать нисхождение Духа Святого. Аналогичный эффект наблюдается при медитативном произнесении другой священной мантры — аллилуйя. Не случайно именно эти мантры как бы довершают молитвенные обращения к Господу, помогая раскрытию и гармонизации энергетических центров.

Сама молитва «Отче наш...» выражает искреннее стремление к Отцу Небесному и безоговорочную сдачу себя в Его руки без каких-либо условий. Есть в ней, конечно, и просьбы (дать хлеб насущный, простить долги и избавить от лукавого), но они не корыстны и проистекают не из гордыни, а носят смиренный характер. Замечательно, что эта молитва не погружает ищущего ни во вчерашний, ни в завтрашний день, — интересен и значим лишь сей день, а точнее, — текущее мгновенье. Только пребывание в текущем моменте времени (когда реальное и психологическое время совпадают) — «здесь и сейчас» — позволяет нашему активному сознанию пребывать в Божественной реальности. Выпадение активного сознания из Реальности разлучает нас с Богом, безмерно удаляет от Него. Выпадению из Реальности способствует работа ума, когда в нём постоянно сменяются мысли и желания. Пребывание в Божественной реальности возможно только при условии молчания ума. Лишь искренняя сердечная молитва и практика «нисходящей медитации» способны вернуть нас в реальное время.

Многословные эмоционально окрашенные молитвы и молитвы-просьбы, особенно если они касаются отпущения каких-то давних грехов и долгов, затрудняют достижение молчания ума, заставляя повторять в воспоминаниях то, что уже следовало бы стереть из активной памяти, как мешающее единению с Господом. Лаконизм и искренность молитвы — залог её абсолютной эффективности. Сама молитва может быть короткой, но её эффект, выражающийся в полном молчании ума, может быть длительным. Помните, что тотальное единение с Господом достигается только в молчании ума. Искренняя молитва при наличии мощного магнита сердца способна посредством короткого замыкания соединить в человеческом существе два Высших начала — пространственное (трансцендентное) и личное (имманентное). И чем чаще человек обращается к молитве (равно как и к практике активной медитации), тем скорее он установит стойкий контакт с нисходящей Божественной силой, с Духом Святым.

Главный смысл любой молитвы — полное доверие Отцу Небесному и безоговорочная сдача в Его руки. Молитва — это не обязательно слова. Истинная сдача не в словах, а в сердечном стремлении к Господу. Именно сердечное стремление определяет вибрационную силу молитвы, кроющуюся за фасадом произносимых слов. Слова — это фон. За ними должно стоять вибрационное (сердечное) стремление к Божественному. Со временем слова отпадают, и молниеносная мысль-вибрация о Боге становится главным молитвенным инструментом. Такую спонтанно рождающуюся молитву православные Старцы называют «умной молитвой».

Те, кто творчески следует Путём молитвы, сами приходят к выводу, что многословие в молитве излишне. Все пышные тирады, песнопения и возвышенные обращения к Господу очень скоро превращаются в обыденность (пусть торжественную), в пустую трескотню и теряют трансформирующую силу. Предельно искреннее, интимное, мысленное обращение к Богу («Господи», например) — мгновенно находит ответный отклик в сердце, разливаясь пульсирующим теплом по всему телу. Пульсирующее вибрационное тепло и молчание ума, как ответная реакция на молитвенное обращение к Господу, — единственные надёжные критерии эффективности молитвенной практики.

Чтобы закончить разговор о молитве, обратимся к словам, сказанным Иисусом незадолго до Его ареста в Гефсиманском саду. Доподлинно зная Свою будущую судьбу, Иисус чисто по-человечески начал скорбеть и тосковать. В этом состоянии Он молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. И в другой раз: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя.

Да будет воля Твоя — это финальная молитва Иисуса — самая действенная молитва, с которой мы можем обращаться к Господу, выражая свою абсолютную преданность Ему. Единственное, что мы можем попросить у Господа в трудную минуту, так это укрепить дух наш и даровать нам смирение — и не более. В остальном же, как и Иисус, — целиком положимся на волю Отца Небесного.

«На всё воля Твоя, Господи» и «Господи, укрепи дух мой и даруй мне смирение» — словесные молитвы на все времена и на все случаи жизни. И никаких эгоистических (корыстных) просьб ни для себя, ни для других! Если у вас возникает потребность помолиться за кого-то, кто оказался в трудной ситуации, то молитва должна быть исключительно сердечной, с посылом вашей любви этому человеку и просьбой к Господу помочь ему, не повредив душе его. Молитва за детей малых и за отроков может выражаться в искренней просьбе к Господу укрепить их духовное и физическое здоровье, помочь им обрести любовь и тепло в окружении близких людей.

Помимо молитвы, учитесь понемногу разговаривать с Богом, доверительно разговаривать как с другом, как с родителем. Без просьб — просто, как на исповеди. Если будете предельно искренны, то непременно почувствуете ответную реакцию, разливающуюся сердечным теплом по всему вашему телу. Не важно, какие методы работы вы используете на Пути Сознательной Эволюции, — потихоньку учитесь говорить с Богом — говорить в сердце. Чем чаще вы будете пытаться это делать, тем быстрее установите с Ним доверительный контакт. Пробуйте — обязательно получится.

И ещё — не забывайте за всё благодарить Бога. За всё, за всё — уж Он-то наверняка знает, как выстроить вашу жизнь и что полезно душе вашей. Со временем тот, кто искренне практикует молитву, заменяет слова чистым сердечным стремлением, не поддающимся никакому словесному выражению. Только прочувствовав всем своим существом всё сказанное о молитве, можно сделать её эффективным инструментом для продвижения по Пути полного единения с Всевышним. При достижении полного единения обретается истинно молитвенное состояние, когда каждое мгновенье в сердце человека совершается бессловесная молитва — молитва за всё человечество — истинно сердечная молитва. И каждый готовый откликнуться на неё в сердце своём — будет спасён.

 

Бодрствование

Далее Иисус, наряду с молитвой, рекомендует своим ученикам очень важную практику работы на Пути абсолютной преданности Господу — бодрствование сознания.

Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь. Он часто повторяет Своим ученикам: Бодрствуйте, не спите! Замечательные слова, в которых заложен глубочайший эволюционный смысл. Однако монашествующие христианские аскеты восприняли их буквально и большую часть ночи усердно молились, истощая тем самым духовные и телесные силы и провоцируя многочисленные недуги. В результате изнурительных ночных бдений монахи топтались на месте, невольно навлекая на себя полчища «бесов», на борьбу с которыми тратили десятилетия. О бодрствовании в евангельских текстах Иисус говорит неоднократно. Но Он вовсе не призывает не спать ночью, — Он вкладывает в это понятие совсем другой смысл. Иисус говорит о бодрствовании сознания.

А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт.

Блаженны рабы те, которых господин найдёт бодрствующими...

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, чтобы день тот не постиг вас внезапно;

Ибо он, как сеть, найдёт на всех живущих по всему лицу земному;

Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь...

Что же означает бодрствование, или бдительность, сознания? Это означает, что каждый искренне стремящийся обрести Истину должен в любой момент времени видеть и осознавать всё, что в виде помыслов входит в его сознание и всё, что выходит из него в форме мыслей, слов, действий и поступков. Все входящие помыслы (мысли и желания) должны высвечиваться прямо на входе в активное сознание — ничто не должно миновать внутреннего наблюдательного ока. Также и всё родившееся в сознании должно критически оцениваться и провожаться этим же бдительным глазом прямо до выходной двери. Это и есть практика бодрствования сознания. Только при этом условии можно успешно гармонизировать повседневное поведение, не допуская мыслей, слов и поступков, могущих повредить душе. По мере углубления практики бодрствования бдительность сознания сохраняется и в сновидениях, где ищущий уже не заложник сложившихся неблагоприятных обстоятельств, а активно действующее лицо, способное изменять ситуацию в позитивном направлении.

Иисус просит Своих слушателей и учеников в первую очередь заботиться не о том, что входит в их уста (в смысле принятия пищи и соблюдения постов), а о том, что выходит из уст, имея ввиду мысли, слова и поступки. Ничто входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Ибо изнутри, из сердца человеческого (из витального существа. — Авт.) исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство.

В условиях повседневной жизни человек постоянно сталкивается с многочисленными проблемами, трениями, внешними и внутренними коллизиями, возникающими при взаимодействии с другими людьми. Чтобы хоть как-то упорядочить повседневную жизнь, ему приходится нарабатывать множество эгоистических стереотипов поведения на все случаи жизни, разыгрывать фальшивые роли, что безмерно удаляет его от Господа. И всё это вместо того, чтобы постоянно бодрствуя, — просто быть собою.

Большую часть своей жизни человек, сам того не подозревая, спит — спит не только в ночное время, но и во время так называемого бодрствования. Он механически совершает многие привычные действия, механически ходит, ест, пьёт, любит, думает, говорит, читает, молится и т. д. Его душа не принимает участия ни в одном из этих стереотипных актов. Выполнение человеком роли биологического робота — и есть состояние сна, о котором говорит Иисус. Механический человек практически ничем не отличается от животных, которые целиком пребывают во власти инстинктов и стереотипов поведения, а потому абсолютно бесперспективны в эволюционном плане.

Прекрасно понимая всю пагубность механистичности человеческого поведения, которую трудно искоренить, не проснувшись, Иисус дополняет молитвенную практику практикой тотальной бдительности сознания, что помогает человеку в повседневной жизни естественным образом, не прибегая к крайним мерам, избавиться от многих неурядиц, неудач, психологических срывов и т. п. Избавиться с помощью нисходящей Божественной силы, открывающейся ищущему лишь тогда, когда его активное сознание не спит, а пребывает в текущем мгновении — «здесь и сейчас» — а стало быть в Боге.

Чтобы понять огромную значимость в духовной работе практики бодрствования сознания, сделаем небольшое отступление и обратимся к результатам наших уникальных научных исследований, полученных при анализе поведения пилотов в экстремальных ситуациях (по данным записей так называемых «чёрных ящиков»). Исследование психофизического состояния и действий членов экипажа при расследовании тяжёлых авиационных происшествий в течение почти сорока лет было моей профессией.

В результате исследований нами была разработана и предложена релятивистская концепция психической деятельности человека. Были выделены пять режимов функционирования психики человека: интуитивный подсознательный (с отставанием субъективного психологического времени от реального времени на 0,5–2 секунды); рассудочный (с отставанием от реального времени более чем на 2 секунды); эмоциональный (с опережением реального времени); импульсивный (вневременной) и интуитивный сверхсознательный режим, обеспечивающий пребывание активного сознания человека в реальном времени.

Первые четыре режима функционирования психики — режимы десинхроноза, режимы, при которых активное сознание человека выпадает из реального времени, что закономерно влечёт за собой совершение всевозможных ошибок (в наших исследованиях — роковых ошибок при пилотировании воздушного судна). Как это ни прискорбно, но приходится констатировать, что в течение всей жизни психика человека функционирует именно в десинхронизированных режимах. Оторванные от Реальности, мы совершаем множество ошибок, боимся, страдаем, сомневаемся, болеем, стареем и умираем. Пребывание в Реальности — это пребывание в Боге. Реальность — это Бог.