Исследования показали, что лишь интуитивная сверхсознательная деятельность обеспечивает пребывание в Реальности и совершенную безошибочность действий в абсолютно фатальных катастрофических ситуациях. В этих крайне редких случаях казалось, что не пилот, а Сам Господь Бог управляет летательным аппаратом. Связь с Божественным возможна только при условии пребывания активного сознания в реальном моменте времени — «здесь и сейчас».
Активное сознание механического человека всегда отстаёт от реальности на 0,5–2 секунды, но этого отставания вполне достаточно, чтобы разойтись во времени с Богом, с Его трансформирующей ипостасью — Духом Святым. Пока мы механически проживаем свою жизнь, пока мы стереотипно, не отдавая себе отчёта, всё делаем по привычке — едим, пьём, ходим, смотрим, слушаем, работаем и т. д. — мы не способны стать нормальными людьми, мы не способны понимать друг друга, а потому все люди говорят на «разных языках»: каждый — на языке своего собственного «эго», которое не способно понять даже себя.
Таким образом, Иисус, призывая ищущих молиться и бодрствовать, открывает им дорогу к стяжанию Духа Святого. Во время искренней сердечной молитвы, равно как и во время бодрствования сознания (пребывания в реальном моменте времени — «здесь и сейчас») устанавливается стойкий контакт с нисходящей Божественной силой, пробуждающей душу и трансформирующей сознание ищущего. Рекомендуемая нами практика активной медитации «здесь и сейчас» как одна из форм работы на Пути Сознательной Духовной Эволюции, по сути, и есть практика бодрствования сознания, о которой говорит Иисус Христос.
Всё, что происходит вокруг нас и внутри нас, — всё это мы должны действительно видеть и реагировать на это не просто механически, не стереотипно, не из сонного состояния, а абсолютно осознанно. Для этого в активном сознании выделяется Свидетель, или Наблюдатель, выполняющий роль беспристрастного внутреннего цензора. Этот Свидетель всё видит, но ничем не затрагивается, мгновенно осознаёт любой входящий импульс и даёт (или не даёт) санкцию на его реализацию. Если не даёт, то не гонит его — а просто осознаёт как факт. Очень важная тонкость.
Если что-то нежелательное, в вас входящее, гнать или уделять ему пристальное внимание, то эта негативная формация получает от вас подпитку, а потому долго не оставит вас в покое. Теперь стало понятным, почему монахи-аскеты десятилетиями боролись с так называемыми «дьявольскими» искушениями и «бесовскими» нападками. Вместо того, чтобы сохранять ровность сознания и просто их игнорировать, монахи неистово гнали их прочь, впадая в уныние, и ревностно молили Бога избавить их от непрошенных гостей. А «враждебным силам» только и надо, чтобы на них как можно чаще обращали внимание — они этим живут. Оставшись без энергетической подпитки, они отступают. Другого, более эффективного способа борьбы с ними не существует.
До тех пор, пока мы не научимся видеть глазами Свидетеля всё, что входит в наше сознание, и всё, что в нём рождается и выходит вовне, мы не сможем успешно контролировать своё повседневное поведение. До рождения ищущего в Духе постоянно бодрствующий Свидетель выполняет всю контролирующую работу. Именно в этом, а не в непрестанных ночных бдениях, истощающих психику и тело, заключается смысл тотального бодрствования сознания, о котором постоянно напоминает своим ученикам Иисус. Когда наше сознание дремлет или спит, в него может ворваться что угодно и натворить много бед, разрушив все духовные построения. Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь! Поначалу это сложно, но со временем становится нормой. Бодрствующее сознание — это сознание, открытое нисходящей Божественной силе — Духу Святому. Постоянное бодрствование сознания — необходимое условие для созидательной духовной работы.
Вот что говорит о практике бодрствования сознания (о трезвении) Старец Паисий Святогорец. «Поступив в монастырь, я начал усердно заниматься молитвой. Однако в отношении внимания к себе слегка расслабился. Прошло немного времени, и я понял: со мной что-то не в порядке. Тогда я осознал, что мне не хватает трезвения, постоянного контроля над собой. В начале духовной жизни требуется больше внимания, чем молитвы. Ведь если нет трезвения, то и молитва на пользу не идёт. Наш внутренний человек должен непрестанно находиться в трезвении. Мы должны замечать каждое из своих движений. Слежение за собой, внимание (трезвение) помогают нам больше, чем молитва и духовное чтение».
На первых порах, пока бодрствование сознания не стало нормой, случается так, что какая-то нежелательная вибрация проскочила в активное сознание и проявилась там — например, вы разгневались. В таких случаях Иисус рекомендует лекарство — искреннее раскаяние.
Покаяние
Необходимым и очень мощным элементом интегральной работы на Пути молитвы и абсолютной преданности Господу является искреннее покаяние, или раскаяние. Страстным проповедником покаяния был Иоанн Креститель. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя покаяние для прощения грехов.
Искреннее покаяние — это очистительный акт, заставляющий ищущего обратиться к тайникам своей души и, смирив гордыню, признать свои ошибки. Порою сделать это бывает очень трудно, но необходимо. Покаяние, которое имел в виду пророк Иоанн, — это, прежде всего, признание своей неправоты в отношении Всевышнего — в забвении Его. Именно к такому покаянию призывал Иоанн всех крестившихся у него. Самый тяжкий грех — забвение Господа. Все остальные грехи человека — производные от главного.
Иоанн говорил фарисеям и саддукеям, крестившимся у него: Сотворите достойный плод покаяния. Это означает, что искренность внутренней перемены надо доказывать делами. Дела — это плод словесных заверений. Формальное покаяние, покаяние на словах — пустой звук. Покаяние должно быть предельно искренним, сердечным — только тогда оно действенно, только тогда оно способно смягчить или растворить кармические последствия содеянного.
Иисус также постоянно напоминает окружающим о необходимости покаяния. Так, находясь в Галилее, Он сурово обращается к галилеянам, которые были возмущены убийством в храме своих соплеменников по приказу Пилата во время жертвоприношения. Иисус же, не выказывая сочувствия по поводу происшедшего, сказал им: Если не покаетесь, все так же погибните. Широко известна рассказанная Иисусом притча о блудном сыне, вернувшемся к великой радости отца в отчий дом после долгих греховных похождений и искренне раскаявшемся в грехах своих. И наконец, казнь на Голгофе. Диалог разбойников, распятых по обе стороны от Иисуса.
«Один из повешенных злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же?
И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал.
И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придёшь в Царствие Твоё.
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
Закоренелый разбойник, раскаявшись, вспомнил о Боге, целиком признал свою вину в совершённых им тяжких преступлениях и устыдил своего коллегу за провокационный выпад в сторону невинно Осуждённого. Иисус почувствовал сердечную искренность его слов и ободрил его.
Теперь более подробно поговорим о покаянии (раскаянии) как форме работы на Пути Сознательной Эволюции. Как говорилось ранее, пока бодрствование сознания не стало нормой, случается так, что какая-то нежелательная вибрация проскочила в активное сознание и проявила себя — например, вы разгневались. Лекарство — искреннее раскаяние. Акт покаяния — не угрызение совести, не самобичевание, это не моральная категория. Мораль, как известно, гнездится в уме, а покаяние проистекает из глубин нашей истинной сущности.
Искреннее сердечное раскаяние снимает все кармические последствия неблаговидных («греховных») поступков, не позволяя завязываться кармическим узлам. Но инструмент покаяния эффективен лишь тогда, когда мы совершаем «греховный» поступок не намеренно, а импульсивно, по привычке, в эмоциональном порыве. Когда вы лелеете помысел и «грешите» намеренно, раскаяние не снимает кармической ответственности за совершённые вами непотребства. Постоянное оправдание покаянием намеренно совершённых поступков, тех поступков, которые доставляют людям боль и утраты, — высшая форма лицемерия.
Акт покаяния — это глубокое предельно искреннее сердечное осознание всем своим существом неблаговидности совершённого поступка или возникшего помысла. При этом не важно, когда это произошло — только что, недавно или в далёком прошлом. Сердечное осознание необходимо заключить коротким диалогом с Господом — искренне признаться Ему в своей неправоте. Именно на пике осознания происходит мгновенное раскаяние с выделением сердечной энергии, растворяющей кармические последствия содеянного.
Искреннее сердечное раскаяние обычно вызывает у раскаявшегося глубинную психическую реакцию с выделением тонкого внутреннего тепла. При этом нередки слёзы, но не фальшивые (эмоциональные), — а воистину очистительные. Если у вас есть возможность покаяться в присутствии человека, перед которым вы чувствуете себя виноватым, если есть возможность обнять его, пожать руку и прямо признаться в своём неблаговидном поступке или помысле по отношению к нему, — это огромная победа. Обычно акт искреннего раскаяния в такой ситуации вызывает очистительные слёзы — безусловный индикатор вашей искренности. В подобных ситуациях, как правило, очищаются обе стороны.
И ещё. Очень важно прощать людям все кажущиеся прегрешения по отношению к вам — не держать на них зла или обиды. По этому поводу Иисус сказал: И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец Небесный не простит вам согрешения ваши.
Как уже говорилось, акт искреннего раскаяния — замечательное средство, мгновенно трансмутирующее кармические последствия содеянного. Это идеальная проработка текущей и предшествующей кармы. Не волнуйтесь и не казните себя, если что-то неблаговидное импульсивно проявилось в вас в форме поступка или помысла. В этом нет ничего страшного. Находясь в переходном состоянии (от полубессознательной жизни к жизни сознательной), пока в вашем уме не установилась абсолютная ровность — такое возможно.
Важно помнить, что после акта искреннего раскаяния не следует продолжать замаливать тот же «грех» — постоянный возврат к «греховному» закрепляет в сознании чувство греховности — и оно становится хроническим. Не стоит себя постоянно корить и без конца раскаиваться в ранее совершённых поступках. При этом, правда, не надо впадать и в другую крайность — считать себя абсолютно безгрешным — мы, находясь на Земле, в физическом теле, всегда несём в себе потенциальную греховность. Хроническое чувство греховности открывает прямую дорогу в ваше сознание «враждебным силам», активно препятствующим продвижению по Пути постижения Господа. Чтобы прервать кармическую цепочку и нейтрализовать кармические следствия, достаточно в каждом конкретном случае всем своим существом покаянно осознать свою неправоту.
Церковники же постоянно прививают своим прихожанам чувство хронической греховности, ссылаясь на то, что в противном случае у них проявляется гордыня. Это очень опасное заблуждение. Ни в коем случае не подпитывайте энергией внимания липкое чувство греховности, не культивируйте его в себе. Иначе малейшая «греховная» чепуха будет всё туже и туже стягивать вас путами греховности. И тогда человек действительно оказывается зажатым в тупике, где только Тьма — и ни капли Света. Постоянно лелеять и подпитывать нудными актами раскаяния и угрызениями совести свои «грехи» — это обречь себя на несвободу. Раскаяние должно быть молниеносным, как удар бича! Грех должен быть мгновенно ошпарен крутым кипятком осознания. Этому надо учиться.
Человек, постоянно умаляющий себя в хроническом чувстве греховности, сам того не подозревая, пребывает в гордыне, культивируя тонкое витальное «эго» — греховное «эго», мешающее созидательной духовной работе. Я такой маленький, несчастный, грешный... Развивается своеобразный мазохизм — болезненное упоение своей греховностью. Так человек невольно укрепляется в своей греховной исключительности. Разве это не гордыня? Уничижительная гордыня. И тогда начинается нытьё: «Господи, обрати на меня внимание, на такого маленького, грешного, помоги мне...» В жизни такого человечка нет радости — лишь хроническая скорбь и тоска, разъедающие душу. Надо умалять «эго», а не светлое начало в себе. Церковники же стараются убедить прихожан в том, что они по самые уши хронически замараны грязью. Это удобно — иначе человек не пойдёт в церковь замаливать грехи. В результате верующие превращаются в «церковных животных», сбивающихся в стадо под ударами греховного бича.
Разве этого хотел Иисус? Разве такими желал Он видеть Своих учеников и последователей? Вы свет мира, — говорил Он. Люди должны обрести Царство Божие на Земле (родиться в Духе), но этого не происходит прежде всего из-за их чрезмерной любви к скорби. Возможно, Иисус не часто шутил и открыто радовался, но чтобы Он был хронически тосклив и мрачен и призывал Своих учеников быть такими же — не верится. Божественное — это, прежде всего, Свет и Радость, и церковь должна вести людей к Свету. Не стоит опускаться во мрак.
Удивительный русский художник-иконописец Андрей Рублёв, в отличие от своего византийского коллеги Феофана Грека, в своих работах воспевал Свет — очистительный Свет. Поверженный Светом — мрак не страшен. Он жалок.
Все Великие Старцы на Руси были благостны, в отличие от церковников они постоянно пребывали в глубинной радости и любви, а всё потому, что Свет Божий сиял в их сердцах здесь — на Земле. Они не просто верили в Иисуса Христа как в Спасителя, а шли Его Путём. Они действительно верили в то, что Он есть Путь, Истина и Жизнь. Они шли «узким путём» — единственной дорогой, способной привести человека к постижению Истины — к полному единению с Господом через посредство Духа Святого Божьего, непрестанное стяжание Которого и есть главная цель христианской жизни.
Смирение
Смирение, как самое эффективное средство достижения абсолютной ровности сознания, — основной метод работы на Пути молитвы и полной сдачи в руки Всевышнего. Смирение — это не только метод, но и цель, и результат высшего духовного творчества. Смирение — это ещё и антигордыня. Именно поэтому Иисус в своих беседах и проповедях уделяет смирению огромное внимание, да и Сам являет образец смирения и кротости. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Евангельские тексты изобилуют примерами и высказываниями Иисуса на тему смирения и абсолютной сдачи в руки Господа. Вот некоторые из них.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю. Именно кроткие, по заверению Иисуса, явятся семенем нового человечества.
Ближайшие ученики Иисуса спорили, кто из них больший, кто более продвинутый в духовной работе. Иисус, услышав это, сказал им в ответ: Кто из вас меньше всех, тот будет велик. Меньший — слуга всем. Потому он велик. И показав на малого ребёнка, Иисус сказал: Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. Чем меньше «я», чем меньше гордыни, — тем больше Бога.
Иаков и Иоанн сказали Иисусу: Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Он ответил: Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Служить людям, отдавая себя полностью главному делу жизни, служить без корысти, без ожидания наград — единственная привилегия у искренних искателей Истины. В противном случае, всё делаемое человеком на духовном поприще будет мертво и не пробудит душу.
Иисус учил притчею: Когда зван будешь, пришедши садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подошедши сказал: «друг! пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою; ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. Искренне умаляющий своё «эго» будет непременно отмечен Богом.
На Тайной Вечере между апостолами возник спор. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Иисус же сказал им: Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий. Я посреди вас как служащий. Иисус ведёт Себя не только как равный Своим ученикам, но и считает Себя их слугою. И это не поза — Он предельно искренен в Своём служении ближнему.
Пример высшей формы смиренного служения ближнему со стороны Иисуса — омовение ног ученикам на Тайной Вечере. Иисус встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, перепоясался; потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был перепоясан. Некоторые ученики возмутились, считая недостойным, чтобы Учитель умывал им ноги, но Иисус был неумолим. Пётр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Не иметь части с Иисусом, означает не быть Им, не быть таким же смиренным и кротким, как Он, не отдавать всего себя служению Господу и ближним. А Пётр в гордыне своей не захотел подчиниться слову Учителя.
Пётр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против Меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе «до семи», но до семижды семидесяти раз. Это означает, что прощать надо всегда. Ни на кого никогда не держать зла. Смиренно принимать все плевки и обиды, искренне прощая обидчиков.
Идёт неправедный суд над Иисусом. Сыплются ложные обвинения. Первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. Возьмите любого обычного человека. В ответ на необоснованные обвинения в его адрес на обвинителей посыплется град справедливых возмущений и оправданий. Иисус же молчит. Он полностью полагается на волю Пославшего Его — на волю Господа, зная, что ничего, могущего повредить Его душе, не произойдёт.
Перед самым арестом, в Гефсиманском саду, предвидя Свою будущую судьбу — крестную смерть — Иисус молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, а как Ты. Сие образец высшего смирения. Полная искренняя сдача и подчинение воле Отца Небесного. Полное умаление «эго». Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но Воли пославшего Меня Отца.
Смирение — единственное эффективное средство умаления гордыни («эго») и трансмутации кармических следствий, как прошлых, так и настоящих. Регулярная практика смирения позволяет прервать текущий кармический механизм и выйти на новые кармические связи, свободные от влияний прошлого. Ничто в нашей жизни не происходит случайно, ничто не происходит просто так, всё происходящее есть результат действия одного из фундаментальных законов эволюции — закона кармы, или закона причинно-следственных связей.
Сам по себе кармический закон в части, касающейся эволюции человека, носит, в основном, обучающий, воспитательный характер. Это не просто воздаяние за совершённые поступки — это неизмеримо большее. Посредством действия кармического закона человеку всеми возможными средствами указывается на его эволюционные несовершенства и причины, их порождающие, с одной единственной целью — добиться их осознания и, не нарушая другого закона эволюции — закона свободы выбора, — подвести его (человека) к Божественной реализации. Вот очень точное высказывание Иисуса по поводу закона кармы: Истинно говорю вам, что вы свяжете на Земле, то будет связано на Небе; и что разрешите на Земле, то будет разрешено на Небе. Таким образом, вся человеческая жизнь — это многогранный учебный процесс, исподволь приводящий человека к открытию своей истинной сущности.
Прежде всего, нам надо осознать и честно признаться себе в том, что мы сами творцы всех своих неприятностей. Каждый из нас. Наше настоящее — это наше же прошлое, вернувшееся к нам в других декорациях и в несколько ином исполнении. Если мы с вами не пытаемся всеми возможными способами выкручиваться из всех щекотливых ситуаций, в которые попадаем, не пытаемся оправдываться и перекладывать вину с себя на кого-то ещё, если не сваливаем всё на неблагоприятное стечение обстоятельств или на происки враждебных сил, а смиренно принимаем всё с нами происходящее — искренне принимаем, а не терпим, скрепя сердце, — то где-то через полгода кармический педагог закончит наше обучение на нынешней ступени эволюции и переведёт нас в следующий класс.
Опыт показывает, и это легко проверить, что за полгода практики искреннего смирения большинство кармических следствий, как из настоящей, так и из прошлой жизни, — исчезают без следа, и вы начинаете новый кармический цикл с чистого листа. Новых кармических узлов вы не завязываете, а за все прошлые долги смиренно платите. Если что-то «греховное» на первых порах практики смирения всё же вырвется из вас, то не расстраивайтесь, есть надёжное лекарство — покаяние. Правда, в течение этих шести месяцев вы неоднократно можете оказаться в сложных ситуациях. И это закономерно. Ваша главная задача — смиренно пройти испытательный срок и принимать всё происходящее, как данное Свыше. Это и есть проверка вашей искренности. Таким образом, абсолютное смирение — высшая форма проработки кармического прошлого.
Начало следования по Пути Сознательной Духовной Эволюции, какую бы форму работы вы не избрали, как правило, оборачивается для вас падающими на вашу голову неприятностями. То одно не так, то другое. Случайно ли это? Нет, не случайно — Бог знает, что делает. Это кармическая проверка вашей искренности — действительно ли вы выбрали Путь духовного становления или решили поиграть в духовность. Чем эгоистичней человек, тем с большими неприятностями сталкивается он в период испытательного срока. Не надо удивляться тому, что в этот период ваше видимое благополучие нарушится, и вы станете объектом нападок со стороны многих людей, и в первую очередь, со стороны близких. Это очень важная часть Пути, и пройти её надо с честью.
Успешность продвижения по Пути Сознательной Эволюции — это отнюдь не успешность в мирских делах. Зачастую обывательская успешность в жизни помогает лишь навязывать кармические узлы, которые рано или поздно дадут о себе знать в болезнях, банкротствах, семейных и служебных неурядицах и во многом другом, что обычно воспринимается людьми как случайности. Но случайностей в жизни не бывает — просто исправно работает кармический механизм. Он даёт нам возможность познать самих себя и, в зависимости от степени нашей сознательности, периодически, кому-то мягко, а кому-то жёстко напоминает о себе. Разным ученикам требуется разная форма доведения материала до сознания — кому-то нужен лёгкий шлепок, кому-то звонкая пощёчина, а кому-то что-то и посущественней.
Самая большая глупость — это искать причины своих неприятностей. Многие «знатоки» и «врачеватели кармы» предлагают нам тщательно копаться в прошлом, выискивая грехи наших пращуров и наши собственные, чтобы покаяться в них и очистить жизнь настоящую. Более бесполезное занятие трудно придумать. Наше воображение может такое напридумать, что многих жизней не хватит, чтобы всё это распутать. И без того обусловленное человеческое сознание при подобного рода спекулятивных занятиях выходит на новый виток обусловленности — зависимости от прошлого. Наша задача избавиться от психологического груза прошлого, а нам предлагают в нём копаться.
Что значит извлекать уроки из происходящих событий? Это не означает, как многие думают, поиск конкретной причины происшедшего, напротив, следуя путём смирения, мы не должны над этим задумываться. Извлекать уроки — означает принимать всё с вами происходящее как данность, как заслуженную вами данность, не важно, что послужило причиной её проявления на физическом плане бытия. Важна интегральная работа, а не эгоистическое самокопание в прошлом, которое в качестве очередной ловушки для ума предлагают нам противники эволюции. Не важно, что и когда ты совершил в прошлом — важно, как ты принимаешь настоящее, которое и есть твоё непроработанное прошлое, вернувшееся к тебе сегодня.
Следуя практике тотального смирения, принимая всё как данность, не возмущаясь случившимся, не оправдывая себя и не занимаясь самобичеванием, мы постепенно развязываем все кармические узлы и не завязываем новых. Никаких вмешательств ума в этот процесс не требуется — не надо ничего анализировать! От нас требуется лишь благодарение Господа за всё и полное доверие Ему. Смирение — чудесный, абсолютно безусильный и эффективный способ избавления от всех негативных кармических следствий. В результате в вашем сознании устанавливается абсолютная ровность. Лишь на фоне абсолютной ровности сознания возможно установление стойкого контакта с нисходящей Божественной силой.
Принимайте всё как есть, не боритесь, не полемизируйте, не злитесь, не бунтуйте! Примите смиренно одно, примите другое, третье... — и всё тревожившее вашу душу останется в прошлом — ничто не сможет поколебать вашу ровность. Даже если у вас остаются какие-то тяжкие кармические долги, то при условии искреннего смирения они просто списываются, как не требующие проработки, — кармический экзамен уже сдан. Как сказал Иисус: Научитесь от Меня кротости и смирения сердцем, и обретёте покои души вашей.
Я каждое лето отдыхаю в деревне у родственников отца. Там у меня была одна близкая подруга — девяностолетняя бабулька. Очень интересная бабулька. Верующая. Совсем одинокая, согбенная, смиренная, с отменной памятью, всю жизнь работала в колхозе и до последних дней своих на земле копалась на огороде. Удивительно чистая телом — миром пахнущая. Живые мощи! Огромная духовная энергетика! Атмосфера в избёнке благоухает. В войну у неё на глазах от взрыва снаряда в доме погибли трое маленьких детей. А позже — умерли муж и двое взрослых сыновей. Вроде бы есть от чего отчаяться. Однако я ни разу не слышал от неё никакого ропота на Бога, на несправедливость с Его стороны. Потрясающее смирение.
Мне было очень интересно с ней разговаривать о жизни, о Боге, о вере... Она совсем неграмотная — даже читать не умеет. За всю свою жизнь она — в Бога верующая, — считанное число раз была в церкви. Некогда, — говорит, — было, церковь далеко, да и не за чем — Бог-то везде. Я, —говорит, — в крайнем случае, могу помолиться и на коровий помёт, — Бог услышит. Ждала она меня каждое лето. Встретимся, поговорим, теплом обменяемся — на год хватало. Вот такая у меня была подруга.
С трансформацией телесной кармы дело обстоит сложнее. Изначально телесная карма — это карма генетическая, наследственная, доставшаяся нам в форме телесных недугов от наших бездуховных пращуров. Кроме того, наш отказ сознательно эволюционировать и продолжение греховной жизни приводят к появлению новых телесных и психических недугов. Напомню слова, сказанные Иисусом одному из исцелённых Им: Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
Во времена Иисуса Христа законы кармы и перерождения (реинкарнации) принимались людьми как само собой разумеющееся. Это было понятно всем. Примером тому может служить случай, когда Иисус отверз очи слепому от рождения. «Ученики Его спросили Его: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии».
В вопросе учеников и в ответе Иисуса заключён ответ на Его отношение к законам кармы и реинкарнации. Если человек по греховности своей слеп от рождения, то согрешить он мог только в прошлой жизни, чтобы получить кармическое воздаяние в настоящей.
Лишь в IV веке после рождества Христова закон реинкарнации был окончательно «упразднён» политизированной христианской церковью под нажимом светской власти. Было объявлено, что человек живёт на Земле только один раз, а потому, чтобы попасть в рай нужно вести себя хорошо — иначе ждёт тебя «вечный ад». Никакой эволюции! Так удобнее держать народ в политическом и церковном повиновении.
На сегодня очевидно, что болезней как таковых в природе не существует. Если принять за основу положение, что всё сущее обязано эволюционировать, то проявление в организме человека болезней есть просто факт неусвоения организмом нисходящей Эволюционной энергии, призванной во что бы то ни стало выполнять трансформирующую работу. Всё то, что современная медицина относит сегодня к категории болезней, есть несоответствие развития человеческих тел (физического, витального и ментального) требованиям Эволюции. Болезнь — это результат неусвоения живым организмом нисходящей Эволюционной энергии (Духа Святого). Эту болезнь, общую для нас всех, можно назвать «хронической эволюционной недостаточностью».
В связи с этим уместно привести слова Иисуса из апокрифического Евангелия от Фомы, где Он ясно даёт понять, что Дух Святой не только трансформирует и созидает, но и разрушает. «Иисус сказал: Когда вы рождаете Это в себе (Дух Святой. — Авт.), То, что вы имеете, спасёт вас. Если вы не имеете Этого в себе, То, что не имеете в себе, умертвит вас». Лишь становление на Путь сознательного постижения Господа способно предотвратить губительные последствия упорного нежелания человека сознательно эволюционировать.
Смиренное сознание — абсолютно ровное сознание, которое равно принимает всё в жизни происходящее. В нём нет места ни экзальтированной радости, ни кричащему отчаянию, ни гневу, ни раздражительности и прочим деструктивным вибрациям. Глубинное сердечное понимание всего происходящего, как абсолютной целесообразности, как выражения Высшей воли, лежит в основе ровности. Смиренная сдача в руки Господа — «На всё воля Божья» — хранит и поддерживает её.
Говоря о смирении, нельзя обойти отношение к любой выполняемой работе, к любому труду, к любой повседневной деятельности. В обыденной жизни считается вполне естественным, что человек должен быть заинтересован в результатах своего труда. При этом любая работа делится (сознательно или бессознательно) на любимую и нелюбимую, на приятную и неприятную, на интересную и неинтересную, на имеющую смысл и абсолютно бессмысленную и т. п. В результате человек всегда чем-то обеспокоен, всегда ему что-то мешает находиться в самом процессе труда, в самом процессе выполнения работы, а потому в его сознании отсутствует тишина. А тишина в сознании — это молитвенное состояние. Любой труд должен непременно стать молитвенным.
Таким образом, работа, за которую мы получаем деньги, работа по дому (мытьё посуды, стирка, готовка и пр.), работа в помощь кому-то, работа как средство отдыха и т. п. — любая работа должна выполняться вами без привязанности, без заинтересованности в результатах, без беспокойств, без оглядки на то, как вашу работу воспримут окружающие. При этом пребывайте всем своим существом в самом процессе выполнения работы и выполняйте её максимально добросовестно. Тогда любой труд будет вам не в тягость, любая работа будет приносить глубинную радость, любая работа станет интересна. Смиренный труд — это молитвенный труд.
И ещё один практический момент, заслуживающий пристального внимания. В Нагорной проповеди Иисуса Христа есть замечательные высказывания, которые в силу стереотипности и прямолинейности человеческого мышления остаются не понятыми и воспринимаются людьми довольно превратно и банально. Вот эти высказывания.
Не судите, да не судимы будете;
Ибо каким судом судите, таким будете судимы. И какой мерою меряете, такой и вам будут мерить.
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?
Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего»; а вот, в твоём глазе бревно?
Лицемер, вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
По большому счёту, смысл этих речений заключается в том, что человек, ступивший на Путь единения с Отцом Небесным, не должен допускать отвлечение на разного рода внешние раздражители, провоцирующие включение мышления, нарушающие внутренний покой. Мы настолько привыкли к тому, что постоянно о чём-то судим, что даже не замечаем этого. По любому поводу у нас есть суждение. Всё, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем и т. п., облекается нами в мысли, с чем-то сравнивается, вызывает определённые ассоциации. В результате наш ум всё время чем-то обеспокоен. Успокойте ум, успокойте желания, установите ровность в сознании, и тогда вы будете открыты для стяжания Божественной силы (Духа Святого). Это то, что касается суждений вообще, как формы отношения человека к окружающему миру.
Теперь непосредственно о сучке в глазе брата твоего. Сам факт осуждения кого-либо — вещь кармически наказуемая — судимы будете. Обычно человек судит о других людях с позиций своего эгоистического «я» — судит из неведения, по сути, являя в себе в сильной степени те же самые пороки и несовершенства, которые особенно остро подмечаются им у других. Таким образом, другой человек является для него своеобразным зеркалом, в котором он никак не желает видеть своё отражение. Пока вы находитесь в неведении, всё раздражающее вас в других людях непременно (явно, скрытно или потенциально) присутствует в вас самих. Ваше внутреннее несовершенство в полной мере проявляется в осуждении других людей.
А потому учитесь не осуждать ближнего, а видеть и развенчивать в себе те пороки и недостатки, которые раздражают вас в других людях. Ищите и непременно найдёте. Увидели — спокойно примите как факт. Так, например, обнаружив себя жадным, не пытайтесь объяснить свою жадность стечением обстоятельств или чем-то ещё, просто честно признайтесь себе: «Да, я жадный». Сами факты искреннего осознания (раскаяния) раз за разом ослабляют проявления любого негативного качества, пока, наконец, оно полностью не трансформируется. Так постепенно у вас пройдёт и зуд осуждения других людей.